Евангелия от Матфея 12:1-13; Марка 2:23-28; 3:1-5; Луки 6:1-5
Суббота была освящена во время творения. Повеление соблюдать субботу как день покоя было дано “при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости” (Иов 38:7). “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Бытие 1:31), и Он обрел покой, радуясь завершенному труду. Поскольку это происходило в субботу, “благословил Бог седьмой день и освятил его”, предназначив для духовной жизни. Господь дал этот день Адаму как день отдыха.
Все было сотворено Сыном Божьим. “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Иоанна 1:1-3). Поскольку суббота напоминает о процессе творения, она является свидетельством любви и силы Христовой.
Суббота стала составной частью закона, данного на Синае. Она была дана не только для Израиля, но и для всего мира. Человек знал это постановление еще в Едеме, и соблюдение субботы имеет такое же непреходящее значение, как соблюдение остальных заповедей Десятисловия.
Во времена Иисуса Христа суббота была настолько извращена, что соблюдение ее отражало скорее характер себялюбивых и деспотичных людей, нежели характер любящего Небесного Отца. Иисусу Христу надлежало исправить все эти ошибочные воззрения.
Однажды в субботу, когда Спаситель с учениками возвращались после богослужения, они проходили через поле колосящейся пшеницы. Иисус Христос трудился до поздней ночи, и теперь ученики срывали колосья и, растирая их руками, ели зерна. Если срывание колосьев считалось жатвой, то растирание их руками приравнивалось к молотьбе. Делать это в субботу, по мнению раввинов, было двойным преступлением.
Соглядатаи тут же пожаловались Иисусу Христу, говоря: “Вот, ученики Твои делают то, чего не должно делать в субботу”. Иисус Христос, защищая Своих учеников, привел обвинителям примеры из Ветхого Завета, где описано нарушение субботы теми, кто совершал служение Богу.
Иудейские учителя гордились своим знанием Писаний. Но Спаситель отвечал им, порицая их неосведомленность: “Разве вы не читали, – сказал Он, – что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?” “И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы”. “Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма”. “Посему Сын Человеческий есть господин и субботы”. Ученики, трудясь для Христа, служили Богу, и все, что необходимо для совершения этой работы, можно было делать и в субботний день.
Иисус Христос не ограничился обличением Своих противников. Он объявил, что в своей слепоте они не поняли назначения субботы. Он сказал: “Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных”. Их бесконечные, бездушные обряды, жертвоприношения сами по себе не имеют ценности. Они лишь средство, а никак не цель. Назначение жертвоприношений – обратить людей к Спасителю и привести их в согласие с Богом. Бог ценит только служение любви, а если любви нет, то простой круг обрядов – это оскорбление для Него. Так и с субботой. Она предназначена для общения с Богом. Но когда человек поглощен утомительными обрядами, смысл субботы утрачивается, формальное соблюдение субботы есть не что иное, как насмешка.
В один из субботних дней Иисус Христос вошел в синагогу. Он увидел там человека с парализованной рукой. Фарисеи же наблюдали: как Он поступит. Спаситель прекрасно знал: если Он исцелит больного в субботу, Его обвинят в нарушении закона. Но Он, не колеблясь, разрушал стену созданных людьми преданий, заслонивших суть субботы. Иисус Христос повелел больному выйти вперед, затем спросил: “Должно ли в субботу добро делать или зло делать? душу спасти или погубить?” Среди иудеев бытовала поговорка: не сделать добро – значат сделать зло, отказаться спасти жизнь – значит убить. Так Иисус Христос обличил раввинов, используя их же понятия. “Но они молчали. И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая”.
Когда Иисуса Христа спросили: “Можно ли исцелять в субботы?”, Он ответил: “Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро”.
В окружении народа соглядатаи не осмелились отвечать Иисусу Христу, боясь попасть в затруднительное положение. Исцеляя сухорукого, Иисус Христос осудил обычаи иудеев, сохранив четвертую заповедь Закона Божьего в том виде, в каком Бог дал ее. “Можно в субботу делать добро”, – утверждал Он. Отвергнув бессмысленные запреты, нагроможденные иудеями, Иисус Христос чтил субботу, в то время как те, кто жаловался на Него, бесчестили святой день Божий. Ни Спаситель, ни Его последователи не нарушали закон о субботе. В Его жизни невозможно было обнаружить ни малейшего нарушения святых заповедей. В окружении людей, ищущих случая осудить Его, Он мог уверенно сказать: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” (Иоанна 8:46).
“Суббота для человека, а не человек для субботы”, – сказал Иисус Христос. Все установления Господни даны для блага людей. “Ибо все для вас”(2 Коринфянам 4:15). Десять заповедей, в том числе и заповедь о субботе, Бог дал Своему народу как благословение. И всем хранящим “субботу от осквернения” Господь говорит: “Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы” (Исаия 56:7).
И еще Господь говорит: “Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым …то будешь иметь радость в Господе” (Исаия 58:13, 14).
Подготовила И. Беднякова
Газета «Сокрытое Сокровище» № 11 (151) ноябрь 2009 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.