Имели ли первые христиане иконы?

5833

Сегодня многие христиане просто не представляют своей религиозной жизни без икон. И они думают, что так в христианстве было всегда. Однако давайте посмотрим на исторические свидетельства и библейские тексты, касающиеся почитания икон.

 Вспомним, как звучит вторая заповедь из Закона Божьего: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…» (Исход 20:4, 5).
Через это наставление Господь хочет оградить Свой народ от «обожествления» любых людей и предметов. Бог не хочет, чтобы им поклонялись и устраивали религиозное служение. Запрещает ли вторая заповедь иконопочитание? По этому вопросу давно идут дискуссии между богословами разных христианских конфессий. Представители церквей, в которых распространено иконопочитание, считают, что они иконы не обожествляют, не поклоняются им, а почитают их. Ещё точнее, они почитают тех, кто изображён на иконах и молятся им, а не самой иконе. При этом ряд богословов уточняют, что чудеса исходят не от икон, а от Бога, поэтому об обожествлении икон, а значит и о нарушении ими второй заповеди, говорить нельзя.
Но только ли обожествление имел в виду Господь, давая людям вторую заповедь? Посмотрите, Бог Своим перстом на каменных скрижалях написал, чтобы люди не служили и не поклонялись никаким изображениям и кумирам! То есть, вторая заповедь даёт запрет не просто на поклонение идолам, символизирующим иных богов, а на религиозное почитание всего живого и неживого, что не является Самим Богом. Чтобы в этом убедиться, стоит посмотреть на первую заповедь Десятисловия: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исход 20:3).
Внимательно прочитав этот текст, мы можем видеть, что поклонение другим богам Создатель уже запретил первой заповедью Декалога. Значит, вторая заповедь, не повторяя первую, возвещает не только о других богах. Посмотрите, она говорит конкретно об ином: кумирах и изображениях. Во второй заповеди речь идёт не только об обожествлении идолов (кого-либо или чего-либо). Второй заповедью Бог возвещает, что всё внимание должно принадлежать только Ему, а не кому-либо или чему-либо.
Из Библии видно, что ранее центром богопоклонения верующих был только живой Бог. Теперь же значительная часть богослужений направлена не к Самому Господу, а к личностям и предметам, которые как-то «связаны» с Ним. В частности, иконам устраиваются крестные ходы, им посвящаются песни, перед ними кадят, им возносят хвалу и почёт, их целуют, им дают имена собственные, их именами называют храмы и монастыри, им посвящают праздники, перед ними встают на колени, перед ними ставят свечи… Разве это не религиозное служение? Но вспомните, что написано во второй заповеди: не служи кумирам и изображениям!
В результате между Богом и человеком встают «посредники». И, как следствие, благодарность за чудо, которая должна принадлежать только Богу — ведь это Он явил чудо, — делится между Господом и «посредником». Поэтому много времени из религиозной жизни этих верующих уделяется святым и святыням. А ведь это время могло быть посвящено непосредственно Богу и угодному Ему делу, например, исследованию Его Слова, вниканию в Его заповеди и сравнению с ними своей жизни, или восхвалению Господа, или служению Ему в деле распространения Евангелия!
Во времена, описанные в Ветхом и Новом Заветах, верующие не делали изображения пророков и апостолов, не имели святых и святынь, которых почитали и которым служили. Такая ситуация имела место в жизни церкви вплоть до IV века нашей эры (то есть более 300 лет после жизни Христа и апостолов).
С IV века в церковь начали входить новые традиции — возвышение живых и мёртвых служителей, назначение новых (общих с язычниками) праздников… А первые иконы появились лишь в VI веке.
Сегодня иногда путают изображения из катакомб с первыми иконами. Но это не верно. Многие богословы и историки подтвердят, что те изображения по их функциям не были похожи на современные иконы. Катакомбное творчество носило лишь оформительский и символический характер. Перед фресками на стенах и потолках катакомб не вставали на колени, им не молились, их не целовали, перед ними не ставили свечи, им не кадили и не посвящали праздники и т. д.
Некоторые уважаемые богословы отчасти признают этот факт. Вот как об истории икон и их связи с катакомбной живописью писал доктор богословия, историк православной церкви, протоиерей Александр Шмеман (1921 – 1983 гг.): «Ранняя Церковь не знала иконы в её современном, догматическом значении. Начало христианского искусства — живопись катакомб — носит символический характер… Это не изображение Христа, святых или разных событий священной истории, как на иконе, а выражение определённых мыслей о Христе и Церкви».
Известный православный писатель, выпускник Свято-Сергиевского Православного Богословского института В.В. Лепахин в своей книге «Икона и образ» прямо говорит, что иконотворчество начало формироваться в византийское время (Византия — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи) и богословское обоснование иконопочитания выкристаллизовалось там же.
Исторические документы показывают, что идея почитания икон с изображением лика Христа прочно овладела умами церковных иерархов лишь к концу VII века. 82-ое правило VI Вселенского (православного) Трулльского собора 691 – 692 гг. приказывает заменить в храмах изображения агнца на человеческий образ Иисуса: «На некоторых честных иконах изображается… агнец, … показуя нам истиннаго агнца, Христа Бога нашего… Повелеваем отныне образ агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо… агнца».
Видимо, после этого в богослужении активно стали применять изображения Иисуса и святых. А в противовес этой распространяющейся практике начало набирать обороты иконоборчество. В 754 году в Константинополе состоялся VII Вселенский собор, на котором иконопочитание было осуждено и названо идолопоклонством в нарушение второй заповеди Божьей. Однако, спустя несколько десятилетий, сторонники иконопочитания собрали другой собор, на котором отменили решение предыдущего.
Как мы видим, уже тогда не все богословы были одного мнения о необходимости почитания икон. Например, западная (ныне католическая) церковь, не так сильно была втянута в иконопочитание, как восточная (ныне православная), что сохранилось и по сей день. Вот так в практике православия осталось, а в последствии стало его неотъемлемой частью, иконопочитание. Однако, для христианской веры, которая опирается на Библию, не нужен видимый объект поклонения. Иисус говорил: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29). Апостол Павел Ему вторил: «Мы ходим верою, а не видением» (2 Коринфянам 5:7).
Валерий Татаркин