Реформаторы
Пришедшее на Русь христианство с течением времени обросло языческими славянскими верованиями, и всё более и более сближалось с государственной правящей верхушкой. Этот союз мирских правителей и церкви, а также усиливающееся отступление от библейских истин вызывали недовольство у многих верующих. Это движение уходило корнями к временам Владимира Первого (980 – 1015 гг), и оформилось к ХIII – XIV векам в протестантское движение стригольников, во главе которого становятся некие Карп и Никита. Началось это движение в Пскове. Официальная православная церковь уничтожила почти все документы, проливающие свет на их учение, сделав всё, чтобы очернить его. Однако, несмотря на это, известно, что стригольники основывали свою веру только на Слове Божьем — Библии. В 1375 году в Новгороде Карп и Никита были казнены, а их последователи подвергнуты гонениям. Однако эти репрессивные меры привели лишь к ещё большему распространению протестантизма. Последнему в немалой степени способствовала и близость Новгорода и Пскова к европейским странам, где получили распространение работы Яна Гуса и Уиклифа. К середине XV века в Новгороде оформляется протестантское движение жидовствующих (так они были пренебрежительно названы за их соблюдение установленной Богом Субботы), во главе которого становятся протопопы Алексий и Дионисий. Посетив Новгород, Иван Третий ознакомился с их учением и, поразмыслив, взял проповедников нового учения в Москву, где оно получило широчайшее распространение, особенно в среде духовенства и сановников.
В его основе лежало признание Библии единственным основанием для веры. Русские протестанты призывали христиан к соблюдению всех десяти заповедей Закона Божьего, включая покой в субботу, к признанию свободы совести, к отказу церкви от земель и роскоши. Вместе с тем, опираясь на Божественные предписания, изложенные в Библии, они отказывались подчиняться церковным преданиям, противоречащим Слову Божьему, в частности, не признавали небиблейское учение о бессмертии души, отказывались поклоняться иконам и исповедоваться перед священниками. Реформаторы учили, что прощение грехов и спасение человека зависит не от соблюдения церковных обрядов, а от искренней веры человека в искупительную жертву Иисуса Христа.
Новое учение принимает значительная часть духовенства во главе с митрополитом Зосимой, главой русской православной церкви. Это учение принимает невестка Ивана Третьего Елена и её сын Дмитрий. Учение деятельно поддерживают высшие сановники государства во главе с канцлером Фёдором Курицыным, одним из мудрейших людей своего времени. Казалось, что великое по значимости правление Ивана Третьего (во время которого произошли свержение золотоордынского ига, объединение русских земель в единое государство, судебная и административная реформы, успешные войны с Литвой, международное признание России как великой державы) ознаменуется и религиозной протестантской реформой, чему должно было способствовать и венчание на царство внука Ивана, Дмитрия, который ещё при жизни деда был объявлен его наследником.
Русское аутодафе
Однако силы князя тьмы не дремали. Через жену великого князя Ивана, греческую царевну Софью Палеолог, воспитанную в Италии католическими епископами, сатана начал проводить свою политику. Пользуясь прогрессирующей болезнью Ивана Третьего, разбившей его физически, Софья вынуждает Ивана заточить в тюрьму его невестку Елену и Дмитрия (отцом которого был сын Ивана Третьего от первого брака Иван, отравленный по приказу Софьи), объявив наследником престола своего сына Василия. Последний, встав во главе консервативной церковной партии и пользуясь болезнью отца, начинает страшные гонения на реформаторов, итогом которых стал церковный собор, на котором все вожди русской реформации были приговорены к сожжению на костре. В первый раз за всю свою тысячелетнюю историю столица, а вместе с ней и вся Россия, увидела аутодафе. В железных клетках были сожжены министры и архиепископы, главными из которых были Иван Курицын, Дмитрий Коноплёв, Иван Максимов. В Новгороде такой же участи подверглись сановники и епископы Иван Рукавов, Кассиан, Иван Самочёрный, Дмитрий Пустосёлов и Гридя Квашня.
По смерти Ивана Третьего на престол вступил Василий (1505 – 1533 гг), продолжив истребление инаковерующих. Но несмотря на это, доходят до нас сведения о протестантах, людях, служащих более Богу, Его Святому Слову и Закону, а не людям, с их человеческими уставами и преданиями, ибо Сам Иисус Христос сказал: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого… устраняя Слово Божие преданием вашим» (Марка 7:7, 8, 13).
Подготовила Людмила Яблочкина
Газета «Сокрытое Сокровище» № 10 (186) октябрь 2012 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.