Сегодня христианство — самая крупная в мире религия. Все христиане объединены верой в Иисуса из Назарета, как в Мессию (в переводе — Христа), Спасителя и Сына Божьего. Но при этом христианство сильно раздроблено. В разных конфессиях существенно отличаются вероучение и обряды, в том числе и молитвенные правила.
Католики и православные считают возможным и даже необходимым обращаться с молитвами к умершим святым людям, как к посредникам, протестанты же молятся непосредственно Богу. Чтобы разобраться, что по этому поводу говорит Библия, вспомним, откуда возникло христианство. Для всех историков и богословов нет сомнения в том, что христианство уходит корнями в иудаизм. Первая часть Библии, именуемая Ветхим Заветом, содержит наставления Бога, данные людям, начиная с Эдемского сада, и описание жизни народа Божьего — евреев — до прихода Иисуса Христа.
Иудеи не приняли Иисуса из Назарета за Мессию и поэтому до сих пор живут согласно Танаху, который практически полностью совпадает с Ветхим Заветом христианской Библии. Иудеи не находят в Танахе повеления и разрешения молится Богу через посредников, поэтому молятся Ему напрямую.
Ислам возник позже христианства. Мусульмане, иудеи и христиане верят в одного Бога, Которого именуют также Господом и Аллахом. В Коране упоминаются многие герои и события Библии. Мусульмане, согласно Корану, как и иудеи в соответствии с Танахом, до сих пор в богослужении и при богопочитании обращаются напрямую к Создателю. Только в православном христианстве и у католиков, имеющих античное греко-римское наследие, повсеместно применяются посреднические молитвы к Богу через умерших героев веры. Христиане-протестанты, отколовшиеся от господствующих в то время течений христианства — католицизма и православия, — старались восстановить чистоту учения Библии, поэтому, исследовав Священное Писание, молятся Богу напрямую.
Теперь рассмотрим, на каких текстах Библии основаны диаметрально противоположные верования. Обычно в подтверждение возможности молится Богу через посредника, вспоминают Моисея, который молился за свой народ, и Бог услышал его молитву. Также заступнической молитвой молился Богу за евреев пророк Даниил. По слову пророка Илии пошёл дождь на землю. Кроме того, в Библии есть тексты, призывающие молиться друг за друга: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:16).
Сторонники посреднических молитв из этих фактов делают вывод, что одни верующие могут хлопотать перед Богом за других. Конечно, такой вывод сделать можно. Действительно, Библия учит, что можно и даже нужно молиться за других людей. Но на эти факты нужно посмотреть с другой стороны.
Безусловно, Моисей и Даниил молились за свой народ, и христиане молились за христиан, но в то время они были живы. В Библии нет примеров, когда за живых людей молятся умершие на тот момент верующие. Также в Библии мы не видим, что к Моисею, Самуилу, Иеремии или к другим пророкам, или священникам, или христианским служителям, верующие ходили бы на постоянной основе с просьбами помолиться за них Господу. То есть Библия не описывает примеры посреднических молитв, в том виде, в котором они распространены сегодня в некоторых популярных христианских церквях.
Зачастую к отношениям с Богом люди применяют человеческие стереотипы. Им кажется, что достаточно близкого знакомства с тем, у кого имеется власть, чтобы решать частные проблемы. Но библейский Создатель Земли и всей Вселенной не таков, как Его хотят Себе представить многие верующие — послушно внимающим гласу Своих служителей. Творец всегда исполняет только то, что является справедливым и необходимым в данном конкретном случае, не внимая даже просьбам великих пророков: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Моё Моисей и Самуил, душа Моя не [приклонится] к народу сему» (Иеремии 15:1); «[Помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Римлянам 9:16).
Из этих текстов видно, что посредническая молитва «святых», далеко не гарантирует положительного разрешения вопроса. При этом Библия описывает положительные опыты молитв верующих напрямую Богу. Вот некоторые тексты Ветхого Завета: «Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть» (Псалом 64:3). Новый Завет вторит Ветхому: «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий… соблюдёт сердца ваши… во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:6).
Когда ученики попросили Иисуса Христа: «Господи! научи нас молиться» (Луки 11:1), Иисус Христос в ответ дал текст известной каждому христианину молитвы «Отче наш» (Луки 11:2-4). Из слов Иисуса Христа видно, что Он учил обращаться в молитве напрямую к Небесному Отцу. При этом в молитве Иисус Христос разрешил ссылаться на Себя: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» (Иоанна 16:23). Итак, согласно Библии, Иисус Христос Сам принимает участие в ответе на наши молитвы, и, несмотря на это, просит обращаться в молитве не к Нему, но напрямую к Отцу. Что уж тогда говорить о предполагаемых «заступниках», если Иисус Христос, являясь на основании Библии истинным и единым Посредником, Первосвященником, Ходатаем и одновременно Господом, учил людей молиться не Ему, а Отцу. «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тимофею 2:5).
Согласно Библии, сегодня Иисус Христос, находясь на небесах в роли Первосвященника, ходатайствует за людей. Священное Писание однозначно говорит, что не напрасно Иисус Христос, будучи Богом, стал человеком, — чтобы быть прочным мостом между Господом и людьми. Не напрасно Иисус Христос претерпел многие невзгоды, присущие нам, людям, чтобы человек осознавал, что Бог понимает нас и может сочувствовать нам и сострадать. «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» (Евреям 4:15).
Не сложно понять переживания верующих, имеющих определённые проблемы. Они хотят быть уверенными, что их молитва будет услышана Господом. И, конечно, им хочется верить, что Бог поймёт их и простит, и поможет. Поэтому они обращаются к посредникам — людям, как им кажется, более приближённым к Богу. Но поступая так, человек как бы признаётся в отсутствии у него веры в Господа: он не уверен, что Бог его услышит, если он будет молиться Ему напрямую. Между тем, Библия утверждает, что Господь любит всех людей, близок к каждому из нас и даже вникает во все наши дела: «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый» (Исход 34:6), «Он и недалеко от каждого из нас» (Деяния 17:27); «Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Псалом 32:15).
Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
www.apologetica.ru
Газета «Сокрытое Сокровище» № 9 (209) сентябрь 2014 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.