Крещение Руси, празднуемое 28 июля (день памяти князя Владимира), относят обычно к 988 году. Впрочем, немало историков сомневаются в достоверности этой даты. Немало спорят и о месте крещения. Но хотя знать место и время Крещения Руси важно, ещё важнее знать, что же приготовило страну к такому важному шагу? Ведь нельзя свести такое масштабное событие к единовременному акту одного человека, князя Владимира: надо отдать должное и его предшественникам, и его народу.
Процесс подготовки принятия Русью христианства длился долгое время. Существует легенда о том, что христианство на русские земли принёс апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Но тогда христианство ещё не прижилось в славянских землях. Исторические сведения о древней истории Руси и славянских народов крайне скудны, что ставит исследователей в трудное положение. До нас дошли, однако, сведения о попытках готских миссионеров, таких как Адальберт, Бруно, Яцек и других, принести христианство в славянские земли. Но и германские миссионеры не смогли достичь больших успехов.
В IV – V вв. христианство проникает на Русь из греческих колоний в Крыму и на Кавказском побережье Чёрного моря, которые вели бурную торговлю со славяно-скифами и готскими племенами. Принятие христианской религии обеспечивало русским купцам некоторые скидки и личные выгоды. Не исключено, что, пусть даже из меркантильных соображений, «русы» крестились в греческой церкви задолго до даты официального крещения Руси.
Но всё же именно славянская, кирилло-мефодиевская традиция сделалась самой успешной и распространённой на Руси и определила будущее русского народа. Приходили ли сами братья Кирилл и Мефодий на Русь? Некоторые историки отвечают на этот вопрос положительно. Предполагают, что «зиму 860 – 861 гг. братья провели в Херсонесе, весной 861 г. они были на Днепре у князя Аскольда… Под благодатным влиянием святого равноапостольного Кирилла князь сделал выбор…».
Сегодня не так важно, сами ли просветители оказали влияние на распространение христианства на Руси и её последующее крещение, или это было делом их последователей, был ли на самом деле крещён Аскольд, или не был. Главное, что между славянскими соседями шёл активный религиозный диалог, который служил каналом для распространения христианства в Древней Руси. Археологические данные свидетельствуют о существовании непосредственных связей первой половины X в. между полянами и Моравией, где в своё время была развёрнута миссия Кирилла и Мефодия и активно распространялись идеи славянского христианства.
Каждый народ стремится «одеть» Иисуса Христа в свои национальные одежды, и братья Кирилл и Мефодий стремились к тому, чтобы христианство могло освободиться из плена греческого языка и традиций и оделось в традиции народов славянских. Именно эта традиция распространилась с огромной быстротой по территории Моравии (современной Чехии), затем проникло и утвердилось в Болгарии, а затем пришло и на Русь.
Эта традиция сводила к минимуму сложную обрядовую систему, разработанную в Византии. Она поощряла самостоятельное изучение славянскими народами главного письменного источника христианской религии — Библии. Поощряла перевод Библии на национальные языки, поощряла развитие небольших домашних церквей, в которых изучалось Слово Божие. В Киеве, к примеру, количество церквей, согласно летописям, исчислялось сотнями, в то время как церковных зданий было очень немного. Такая традиция, которую мы сегодня по праву можем называть славянской христианской традицией, отличалась как от традиции Западного христианства, с её фокусом на церковной иерархии во главе с Папой Римским, так и от традиций Византийских, характеризующихся обрядоверием.
Таким образом, крещение Руси князем Владимиром было отнюдь не заслугой греко-византийского патриархата, но явилось плодотворным завершением более чем столетних переговоров с восточно-европейскими странами, которые в ту пору являлись носителями славянской христианской традиции. Со временем греческие религиозные деятели вместе с русскими князьями взяли курс на Византийскую традицию. Но всё-таки почву для принятия христианства на Руси подготовили миссионеры из славянских земель.
Слушайте наш подкаст
Олег Жиганков,
доктор исторических наук
Газета «Сокрытое Сокровище» № 7 (207) июль 2014 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.