Нагорная проповедь Иисуса Христа изобилует утверждениями, которые кажутся просто невозможными для нашего понимания. Вот одно из них: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших… и молитесь за обижающих вас» (Матфея 5:43,44).
Нам трудно понять это выражение, потому что разные люди дают разные определения любви. Причем, некоторые из этих определений не имеют ничего общего с любовью. Греческий язык, на котором написан Новый Завет, полнее всего раскрывает содержание понятия «любовь».
Первое, «сторге», обозначает любовь в семье. В первую очередь, это любовь родителей к ребенку. Второе греческое слово, обозначающее любовь, — «эрос», от которого произошло слово «эротический». Третье слово – «филиа». Оно обозначает нежную любовь, которую люди чувствуют к своим лучшим друзьям.
Четвертым и самым важным греческим словом, обозначающим любовь, является слово «агапе». Агапе – это несокрушимая благожелательность, неодолимое расположение. Когда мы заботимся о человеке, движимые любовью агапе, мы желаем ему самого лучшего, несмотря на то, как он поступил с нами. Агапе – совершенно безусловная любовь. Именно это слово Иисус использует в Нагорной проповеди, призывая нас любить своих врагов. Таким образом, надо понимать, что агапе является не чувством, а глубоким принципом. Это решение любить людей, несмотря на их поведение и наши человеческие чувства. Агапе – это сила любить даже тех людей, которые нам не нравятся и которым не нравимся мы.
«Любите врагов ваших… молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5:44,45).
Обратите внимание на выражение «Отец ваш». «Наш Отец» — Тот, Кому мы можем доверять, Кто заботится о нас. Такое понятие Бога присуще именно Библии. Нехристианские религии склонны видеть в высшем Существе устрашающую, а не любящую Личность. Они часто выставляют Его как Бога, Которого необходимо умилостивить приношениями. Но Библия представляет Бога любящим Отцом, Который так возлюбил мир, что отдал за нас Сына Своего Единородного.
Вот как говорит об этом апостол Павел: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками… будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его» (Римлянам 5:8:10).
Иисус умер за нас, когда мы еще были Его врагами. Именно это Он имел в виду, когда сказал, что если мы хотим уподобиться нашему Небесному Отцу, то нам нужно любить наших врагов и желать им самого лучшего.
Бог показал нам, что значит любить врага, не только послав Иисуса на смерть ради нас. Он проявляет любовь к своим врагам ежедневно, когда «повелевает солнцу своему выходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Божья любовь и Его забота постоянны.
«Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный» (Матфея 5:46-48).
Давайте разберемся, к какому совершенству призывает нас Иисус? Греческое слово, переведенное в Матфея 5:48 как «совершен», не имеет ничего общего с понятием абсолютного совершенства или абсолютной безгрешности. Это слово означает «зрелость». Совершенными в Библии названы те, кто возрос, или достиг полноты. Вот как говорит об этом апостол Иаков: «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иакова,3:2).
Любую вещь можно назвать зрелой или совершенной, если она достигает цели, ради которой она была сделана или задумана. Поэтому мы должны спросить, для какой цели были сотворены человеческие существа? Библия не оставляет сомнений по этому вопросу. «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Люди должны уподобиться Богу. Поэтому христиане должны стать совершенными, или зрелыми в любви, подобно Небесному Отцу. Ведь «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8).
Чтобы еще более полно понять, что значит быть совершенным, прочитаем тот же отрывок Нагорной проповеди в Евангелие от Луки: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Луки 6:35,36). Для евангелиста совершенный и милосердный – по существу, одно и то же. Таким образом, мы видим, что Иисус указывает на необходимость правильно относиться ко всем людям, любить их, т. е. делать то, что ожидает от нас Бог.
Но как мы можем достичь этого? Подумайте о том, как любит вас Бог, как много Он готов простить вам. Той же всепрощающей любовью Он любит вашего ближнего. Сила Его благодати поможет вам делать добро, не ожидая ничего взамен.
Благодарение Богу за то, что Он милует, прощает и любит тех, кто ошибся, упал или даже восстал против Него.
Подготовила Ю. Коровина
Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» март 2004 г.