ВОПРОС: В вашей газете вы печатаете истории людей, которые совершали преступления, например, воровали, а потом обратились к Богу и покаялись перед Ним. А как же люди, которые пострадали от их злых деяний в прошлом? Разве не должны эти бывшие преступники понести заслуженное наказание и возместить весь ущерб, который они причинили? Марина, г. Нижний Новгород
ОТВЕТ: Исследуя Священное Писание, мы видим, что Господь всегда желал сделать Свой народ светом для этого мира. Он хотел, чтобы Его народ во всём проявлял честность, порядочность и справедливость. Но так как человеческие представления о честности и справедливости не всегда совпадают с Божьими принципами, то народу Божьему через Моисея были даны определённые правила и законы. В книге Исход записан свод гражданских законов, которые должны были регулировать отношения между людьми. Например: «Если кто украдёт вола или овцу и заколет, или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу» (Исход 22:1).
Долгое время народ живёт по этим правилам. Но вот приходит в мир Мессия Иисус Христос и совершает духовный переворот в сознании людей. Он говорит странные вещи: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад» (Луки 6:28-30).
Иисус желает вывести Свой народ на более высокую ступень взаимоотношений, основанных на жертвенной любви друг к другу. В Евангелии мы находим множество примеров безграничной любви Господа. Более того, нас иногда шокируют любовь и сострадание Христа к грешникам — блудницам, убийцам, ворам. И, что самое интересное, для прощения и спасения с человека Бог не требует никакой платы. Единственное условие — это искреннее покаяние и принятие Христа как своего Господа и Спасителя: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9). Нам, привыкшим за всё платить, это лестно, но не совсем понятно.
Как же нам, грешным людям, обрести уверенность в прощении Божьем? Для этого мы должны понять, что такое истинное покаяние. Многие считают, что покаяться перед Богом — значит перечислить Ему все свои грехи. Но нужно ли это Богу, Который хорошо знает не только наши дела, но и каждую нашу мысль? «Господи! Ты испытал меня и знаешь… Ты разумеешь помышления мои издали… Ещё нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Псалом 138:1-4).
Смысл истинного покаяния в другом. Во-первых, человек должен понять и признать, что он грешник. Во-вторых, у него должно возникнуть желание оставить грех. И, в-третьих, необходимо сотворить «достойный плод покаяния» (Матфея 3:8).
Когда человек, глядя на Господа, распятого на Голгофском кресте, начинает понимать, что грех — это восстание против Бога, что грех — это причина смертности человека, причина болезней, страданий и слез; когда человек осознает, что и его грехи — причина распятия Господа Иисуса Христа, он не сможет больше жить в грехе. Он отдаст своё сердце Иисусу, и больше никогда не будет причинять боль Господу и ближним своим. Более того, он будет иметь желание хоть как-то возместить причинённые убытки пострадавшим от него. Это и есть «достойный плод покаяния».
Если ты украл книгу у соседа, а потом решил покаяться, то сначала ты должен возвратить украденную книгу, попросить прощения у обиженного, а уж потом на что-то рассчитывать.
Но что же делать убийцам, блудницам; как быть тем, кто украл и промотал столько, что не в состоянии погасить долг за всю свою жизнь? Неужели для них закрыта дверь спасения? Спасение разбойника на кресте говорит о другом. И вновь перед нами непостижимая милость и любовь нашего Спасителя. Сознавая неспособность оплатить свой долг перед людьми, мы начинаем понимать, в каком неоплатном долгу мы перед Господом. Мы никогда не сможем оплатить своё прощение, мы никогда не возместим Богу цену пролитой крови Его Единородного Сына. Именно через это Господь желает научить нас прощать друг друга. Путь непрощения и осуждения — это серьёзное препятствие для спасения.
Нельзя не восхищаться глубиной псалмов Давида. В 138 псалме, прося у Бога возмездия нечестивым, он открыто выплёскивает свою ненависть к грешникам. Но в конце псалма Давид начинает осознавать, что это не угодно Богу. Он колеблется и просит Бога: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138:23, 24).
Единственный путь, ведущий в жизнь вечную, — это Иисус Христос. Он Сам сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанна 14:6). Самый верный путь в жизнь вечную — это Голгофа. Именно там открывается совершенный характер Небесного Царя.
Какое огорчение приносим мы Господу, становясь на опасный путь осуждения и непрощения. Как часто мы, отказываясь прощать обидчика, забываем, какой огромный долг простил нам Господь.
Итак, мы приходим к выводу, что главная сила, побуждающая нас к прощению, — это любовь. Любовь к Богу и любовь к ближнему — это именно то, что желает возродить в нас Господь.
Так можем ли мы требовать возмещения причинённого ущерба от покаявшегося грешника? Правильно ответить на этот вопрос нам поможет притча о двух должниках. В этой притче Христос говорит, что Царство Небесное подобно царю, который решил посчитаться со своими должниками. К нему был приведён человек, который был должен 10 тысяч талантов (20 миллионов долларов). Так как подданный не мог заплатить, то царь решил продать в рабство и его, и его жену, и детей. Взмолившись, должник просил отсрочки, но царь, пожалев его, простил весь долг. Выйдя от царя, этот человек не захотел простить своего должника, задолжавшего ему 100 динариев (около 30 долларов). Он посадил его в темницу до уплаты долга. Царь же, узнав об этом, был возмущён: «Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матфея 18:32-35).
Господь готов простить нам каждый наш грех. Он омыл наши грехи Своей драгоценной невинной кровью. Но Он ждёт подобного отношения и от каждого из нас. Кто не готов от всего сердца простить своего обидчика, тот не сможет жить в Его вечном Царстве. Не зря в молитве «Отче наш» Иисус произносит слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матфея 6:12). И пусть каждый сегодня, анализируя свою жизнь, задумается: «Не на опасном ли я пути?»
Владислав Наумов
Газета «Сокрытое Сокровище» №9(173) сентябрь 2011 г.