В эти дни почти весь христианский мир отмечает Рождество – первый из двух великих христианских праздников. В суматохе новогодних событий мы практически не замечаем его, отодвигая на второй план, неосознанно принимая за некое приложение к традиционно шумным и всеобще отмечаемым новогодним торжествам. Для кого-то это просто дополнительный выходной.
Что же мы знаем об этом дне, который празднуется как день рождения Иисуса Христа на земле? Когда и почему появилась такая путаница в датах, и где можно найти ответы на эти вопросы?
Две тысячи лет не умолкают споры вокруг имени Иисуса. Есть люди, которые полностью отвергают сам факт существования подобного Человека, а Евангельские истории однозначно воспринимают как сборник мифов и легенд. Другие, говоря об историчности личности Иисуса, пытаются найти его прототипы среди прославленных мудрецов и искусных целителей древности, другие причисляют Его к великим обманщикам человечества. И все же, несмотря на великое множество всевозможных документальных, научных и псевдонаучных исследований и книг о Христе, целесообразнее будет обратиться к первооснове всех трактовок – Евангельскому сюжету. В Библии нигде не указывается точная дата рождения Иисуса Христа, но ветхозаветные пророки древности задолго до самого события предсказали место рождения – Вифлеем, евангелисты описали сам факт рождения Иисуса девой Марией, но также не указали время. Так на каком основании большая часть христианского мира отмечает светлый праздник Рождества за неделю до Нового года, а по православному календарю Рождество – неделей позже новогодних торжеств?
Подобный разнобой, обусловленный церковным расколом, можно считать мелочью по сравнению с тем, что даже год рождения Иисуса не совпадает с началом христианской эры! Причем, чуть ли не на четыре года. А суть в том, что скифский монах Дионисий Малый составил в 525 году новый календарь, в котором ошибочно отнес дату рождения Иисуса Христа, соответственно и начала христианской эры, к 753 году от основания Рима, не сопоставив свои вычисления с Евангелиями. Согласно последним, Иисус родился во время правления царя Ирода Великого, которое длилось с 37 по 4 г. до нашей эры, и, значит, Рождество свершилось никак не позже четвертого года до нашей эры.
По свидетельству евангелиста Матфея, Марии и ее мужу Иосифу пришлось покинуть постоянное место жительства, то есть город Назарет, из-за переписи населения, проводившейся по приказу римского императора Августа. Когда они прибыли в родной город Иосифа Вифлеем, Марии уже надлежало родить, но семья не смогла найти места в гостинице и расположилась в хлеву, где в яслях и родился будущий Спаситель человечества.
Но если Библия не сообщает, когда происходили эти события, то почему же Рождество отмечается именно в эти дни?
Известно, что до третьего века христиане вообще не отмечали этот праздник. Но язычники еще со времен построения Вавилонской башни и самого города Вавилона древним царем Нимродом отмечали день рождения его сына Фамуза. Нимрод называл себя богом Солнца, и праздник был назван днем рождения сына бога Солнца. Затем культ поклонения Солнцу перешел в Египет, 5 января здесь праздновали рождение бога Осириса, в Греции – бога Диониса, в Аравии – бога Дусора. По всей Римской империи 25 декабря отмечали день рождения бога Митры.
В начале четвертого века прекратились гонения на христиан, и Церковь из преследуемой превратилась в государственную. Многие всеми любимые языческие праздники перешли в христианство. В 354 году Церковь установила официальное празднование Рождества. Западная ее ветвь – католицизм – продолжает отмечать его 25 декабря, а восточная – православие – по юлианскому календарю – 7 января.
Наверное, на самом деле не так важно, какая из дат ближе к истине, ведь Рождество, в первую очередь, имеет значение не как определенный день, а как факт. Поэтому хотелось бы, поздравляя с этим светлым праздником всех христиан, пожелать Рождества добра и любви в наших сердцах.
М. Ананян
Газета «Сокрытое Сокровище» № 01 (141) январь 2009 г.