Фарисеи почитали гробницы пророков, а друг другу говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не участвовали бы вместе с ними в пролитии крови рабов Божьих. В то же самое время они замышляли убить Сына Божьего. Многие сегодня следуют путем фарисеев. Почитая тех, кто умер за веру, они удивляются слепоте иудеев, которые отвергли Христа. «Если бы мы жили в Его дни, — заявляют они, — то с радостью приняли бы Его учение. Мы никогда бы не стали сообщниками тех, кто отверг Спасителя». Но, когда повиновение Богу требует самоотречения и смирения, эти же самые люди заглушают голос совести и отказываются повиноваться, уподобляясь фарисеям, которых осудил Христос.
Евангелие от Матфея, 23:16-39
Спаситель продолжал обличать священников, правителей и фарисеев, разоблачая их и наставляя народ, желающий приобщиться к Его учению. Восьмикратное повторение «Горе вам, фарисеи» продолжало звучать в тот последний день, когда Христос учил в храме. «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен». Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: «если кто клянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен». Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» Священники истолковывали Божьи предписания в соответствии со своими ложными, ограниченными взглядами. Они осмеливались сравнивать различные грехи, считая одни – легкими, а другие, казалось бы, влекущие за собой менее легкие последствия, непростительными.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». Этими словами Христос осуждает злоупотребление священными обязанностями, вовсе не устраняя самих этих обязанностей. Все повеления Божьи важны. Христос признавал десятину обязательной. Но Он подчеркивал, что уплата десятины не может оправдывать пренебрежительного отношения к другим обязанностям. Фарисеи занимали умы людей своими мелочными ограничениями и отвлекали их внимание от глубоких истин, пренебрегая важнейшим в законе: справедливостью, милосердием и истиной. «Сие, — сказал Христос, — надлежало делать, и того не оставлять».
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Подобно тому, как побеленные и чудесно украшенные гробницы скрывают разлагающиеся останки, так и внешняя святость священников и правителей скрывала их беззакония.
Иисус продолжал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»; таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков». Чтобы высказать почтение к умершим пророкам, иудеи с огромным усердием украшали их могилы, не извлекая никакой пользы из их учения и не внимая их обличениям.
Фарисеи почитали гробницы пророков, а друг другу говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не участвовали бы вместе с ними в пролитии крови рабов Божьих. В то же самое время они замышляли убить Сына Божьего. Многие сегодня следуют путем фарисеев. Почитая тех, кто умер за веру, они удивляются слепоте иудеев, которые отвергли Христа. «Если бы мы жили в Его дни, — заявляют они, — то с радостью приняли бы Его учение. Мы никогда бы не стали сообщниками тех, кто отверг Спасителя». Но, когда повиновение Богу требует самоотречения и смирения, эти же самые люди заглушают голос совести и отказываются повиноваться, уподобляясь фарисеям, которых осудил Христос.
Иудеи не понимали, какая огромная ответственность ложилась на них за то, что они отвергли Христа. Из поколения в поколение накапливалось страшное возмездие для отвергающих свет и истину. И сегодня враги Христа навлекают это наказание на свои головы. Грех священников и фарисеев был тяжелее, чем грех предшествующих поколений. Чаша их беззаконий должна была вот-вот переполниться. Вскоре она прольется на их головы как справедливое возмездие. Иисус предостерег их об этом: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей».
Глядя в будущее, Иисус объявил, что нежелание иудеев покаяться, их нетерпимость к рабам Божьим ничуть не уменьшатся с течением времени.
«Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город». Озаренный Божественным светом, Христос обращался как Судья к тем, кто был перед Ним. Его голос, обычно такой кроткий, увещевающий, ныне обличал и осуждал.
Божественное сострадание выразилось на лице Сына Божьего, когда Он бросил последний взгляд на храм и на своих слушателей. С глубоким сердечным страданием Он воскликнул: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Это было таинственное прощание долготерпеливой любви Божества. Глядя в последний раз на храм, Иисус сказал скорбно и торжественно: «Се, оставляется вам дом ваш пуст». Он называл храм домом Своего Отца, но теперь, когда Сын Божий вынужден был уйти из этих стен, храм, построенный во славу Господа, навсегда лишится Его присутствия. И с тех пор обряды, совершаемые в нем, потеряют всякий смысл, а служба превратится в насмешку.
Подготовила И. Беднякова