Евангелие от Иоанна, 9
«И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нём явились дела Божьи… Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим».
Все иудеи верили, что недуг является карой за какое-то прегрешение или самого страдальца, или его родителей. Страдание действительно является результатом нарушения Закона Божьего, но эта истина была искажена. Сатана, породивший грех и все его последствия, убедил человека, что болезнь и смерть исходят от Бога как наказание за грех.
Представления иудеев о связи греха и страдания разделяли и ученики Христа. Иисус ответил на их вопрос делом. Он помазал глаза слепого, послав его умыться в Силоамской купальне — и слепой прозрел. Ученики должны были понять силу и милость Божью, явленную в возвращении зрения слепому. Очевидно, что земля сама по себе не в состоянии исцелить, равно как и вода в купальне, — и сделать это мог только Христос.
Фарисеев не могло не поразить это исцеление, но они ещё сильнее возненавидели Христа, потому что чудо было совершено в субботу — установленный Богом день покоя.
Все, кто знал раньше молодого слепца, говорили: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыни?» Некоторые говорили: «Это он», а другие: «Похож на него». Положил конец спорам сам получивший благословение, сказав: «Это я». И затем он рассказал им об Иисусе, и как он был исцелён. Они спросили: «Где Он?» Прозревший отвечал: «Не знаю».
И тогда привели его на совет фарисеев. И снова он рассказал, как он прозрел. Тогда некоторые из фарисеев говорили об Иисусе: «Не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы». Фарисеи надеялись представить Иисуса грешником, а значит, не Мессией. Они не ведали, что исцелил слепца Тот, Кто учредил субботу и знал, как нужно вести себя в этот день. Фарисеи, казалось, были весьма ревностны в соблюдении субботы, но именно в этот день они замышляли убийство. Многих глубоко тронуло известие об этом чуде, они убедились, что Тот, Кто открыл глаза слепому, не был обычным человеком. Обвинявшим Христа в грехе они возразили: «Как может человек грешный творить такие чудеса?» Споры повсюду становились все более ожесточёнными.
Фарисеи не могли отрицать чуда. Прозревший был преисполнен радости и благодарности и охотно делился своими переживаниями. Фарисеи, пытаясь заставить его замолчать, сказали: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник», то есть не говори, что зрение тебе возвращено этим человеком, это сделал Бог. Прозревший отвечал: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
И вновь фарисеи своими вопросами, как он был исцелен, пытались смутить и разуверить прозревшего. На помощь исцеленному пришёл Бог и даровал ему благодать и дар красноречия так, что он смог говорить со своими преследователями на доступном им языке. На заявление фарисеев: «Сего же не знаем, откуда Он», этот человек сказал: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает; от века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному; если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Тогда нахмуренные священники и раввины подобрали свои одежды, как будто они боялись оскверниться от прикосновения к говорившему, отрясли прах со своих ног, и обрушились на него с оскорблениями: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» И выгнали его вон.
Иисус, услышав о происшедшем, вскоре нашёл прозревшего и спросил: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» — ответил вопросом исцелённый. Иисус сказал: «И видел ты Его, и Он говорит с Тобою». И человек упал к ногам Спасителя. Иисус вернул ему не только способность видеть, но даровал и духовное прозрение. Христос открылся этой душе, и был принят, как Посланный Богом.
Неподалеку собралась группа фарисеев и, глядя на них, Иисус скорбел: как по-разному воспринимаются Его слова и дела. Он сказал: «На суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Христос пришёл, чтобы открыть глаза слепым и просветить находящихся во мраке. Он назвал Себя светом миру, и только что совершенное чудо было доказательством Его миссии. Но через это откровение к людям приходил и суд, испытывалась их твердость в вере, определялась их судьба.
Некоторые из слушателей Христа, чувствуя, что Его слова обращены также и к ним, спросили: «Неужели и мы слепы?» Иисус ответил: «Если бы вы были слепы, то не имели бы [на себе] греха». Если бы Бог не дал вам возможности видеть истину, ваше невежество не было бы грехом. «Но [как] вы говорите, что видите…», вы считаете себя зрячими и, таким образом, отвергаете единственный шанс обрести зрение. Христос пришёл помочь всем, кто испытывает духовную жажду. Но фарисеи не ощущали такой потребности. Они отказались прийти ко Христу. Поэтому остались слепыми. И в этом они были виноваты сами. Иисус сказал: «Грех остаётся на вас».
По книге «Желание веков»
подготовила Ирина Беднякова
Газета «Сокрытое Сокровище» №9(173) сентябрь 2011 г.