АЛЕКСАНДР I — ЦАРЬ, СОКРУШИВШИЙ НАПОЛЕОНА

1685

 Александр был сыном императора Павла – жестокого тирана, который довел страну до такого хаоса, что большинство людей считали его сумасшедшим. Однако наследник престола мало общался со своим печально знаменитым отцом. Он был полностью предоставлен учителю-шведу, который учил его насмехаться над Христом, как над «евреем, от которого христианская секта взяла свое название». Ко времени, когда Александру исполнилось 22 года, стала очевидной неизбежность дворцового переворота. Однажды ночью в 1801 году шестьдесят придворных офицеров ворвались в спальню царя, убили его и заставили личного врача подписать ложное заключение о смерти, а затем провозгласили царем Александра.

Сын начал свое правление, движимый идеалистической мечтой стать великим реформатором, но его способность к управлению страной оказалась далеко не соответствующей его мечтам, и он очень быстро упал духом и разочаровался.

Однако отсутствие религиозных убеждений никак не влияли на то, что он сохранял абсолютный контроль над русской православной церковью. Поэтому при выборе нового Министра духовных дел он по своей прихоти назначил друга юности, князя Голицына, богатого молодого человека, известного своим скандальным поведением.

Александр мечтал о славе своей армии и о звании освободителя Европы от власти Наполеона, но не сделал практически ничего для того, чтобы обеспечить свои войска надлежащим вооружением, обучением и дисциплиной. В 1806 году вооруженные силы России и Франции вступили в поединок. Александр прибыл на поле сражения в начале боевых действий и принес с собой путаницу и беспорядок. Это была его первая и самая неудачная попытка личного руководства военными действиями.

Александр вернулся в Санкт-Петербург, покрытый позором. Здесь, с уязвленной гордостью и разбитой мечтой о славе, он вдруг увидел уродливые стороны своей жизни: свое высокомерие, аморальность, эгоистическую пустоту своих амбиций. Размышляя об этом, он начал серьезно беспокоиться тем, что недавно случилось с его другом, князем Голицыным. Князь, вскоре после того, как Александр назначил его главой духовного ведомства, начал чувствовать укоры совести о своем распутном образе жизни и стал читать Евангелие, чтобы удовлетворить свой интерес. Читая Евангелие, он понял всю серьезность того, что там написано, и пришел к осознанию себя погибшим и виновным грешником в глазах святого Бога. Затем, после напряженных поисков Бога, он публично заявил о том, что пережил опыт обращения, которое сделало его новым человеком.

Александр был раздражен тем, что произошло с Голицыным. Самый отъявленный хулитель из всех его друзей юности вдруг заговорил о том, что знает живого Спасителя! Однажды Голицын спросил царя: «Читал ли ты когда-нибудь Евангелие?»

«Нет, – ответил царь, – я слышал отрывки из Евангелия в церкви, но я не могу сказать, что я их читал. Мне все было недосуг».

Но теперь, униженный и осмеянный публично, Александр начал много размышлять о Голицыне и стал тайком читать Библию в своей царской спальне. В скором времени он написал князю Голицыну следующее: «Эта Книга, которую ты дал мне в руки, открыла для меня новый мир».
Между тем, в личной жизни царя случилась трагедия, которая заставила его еще больше задуматься о существовании Бога и о смысле жизни. Его малолетняя дочь — второй и единственный оставшийся в живых ребенок — заболела туберкулезом и умерла. Он изменял своей жене, но теперь общее горе объединило супругов, и Александр, как никогда раньше, начал осознавать, что Некто неизмеримо более великий, чем он, держит ключи жизни и вечности.
Вскоре над его царством снова замаячила тень Наполеона. Приближалась война, но царь на этот раз был в совершенно ином настроении, чем раньше. Теперь это был уже не прежний гордый покоритель Европы, добивающийся собственной славы. Его место занял умудренный человек, хорошо владеющий собой, знающий суровую цену войны и готовый воевать не ради престижа, а ради защиты своего народа. И в то время как Наполеон подходил все ближе, Александр обратился в молитве к Богу.

Осенью 1812 года французская армия подошла к Бородино, что на подступах к Москве. Здесь разыгралось одно из самых кровопролитных сражений за всю историю войны, в котором генерал Кутузов тщетно пытался остановить интервентов. Когда Наполеон взошел на Воробьевы горы, он увидел освещенную ярким солнцем панораму Москвы с ее великолепными соборами и сверкающими куполами.

А тем временем москвичи лихорадочно покидали свои жилища, забирая с собой все, что можно было унести. Они оставили Наполеону пустой и угрюмый город.

Тем временем в С.-Петербурге среди знатных семей шла молва о том, что война проиграна и что в этой катастрофе повинен царь. Однако для Александра пожар и потеря Москвы, гордости России, были не только началом победы, но также привели к завершению его искания Бога. Он понимал, что сдача Москвы может привести Наполеона к поражению уже потому, что его армии придется оставаться в России до зимы, и тогда немилосердные морозы закроют ему путь к бегству. Именно так оно и случилось.

Но в духовном отношении для Александра вдруг стало ясно, что данная ситуация представляла собой и его собственное положение перед Богом. Через потерю Москвы, гордости России, страна будет спасена. Точно так же, если он оставит свою собственную гордость и эгоизм, он будет спасен Богом. Он вспомнил слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоанна 12:24-25). Он вдруг осознал, что ничем не смог бы ни заслужить, ни удостоиться спасения, и что ему надо просто упасть перед Богом с искренним раскаянием и повергнуть во прах прежний образ жизни и прежние желания, которые им руководили. Он должен прийти к Богу, как погибший и виновный грешник с мольбой о новой жизни и новых духовных способностях, чтобы войти в осознанное общение с Господом.

Впервые в жизни он по-настоящему смирился и раскаялся, испытав на себе правдивость слов Давида: «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Псалом 50:19). Бог услышал его молитву, и с этого момента он уже был человеком, не ищущим Бога, но знающим Спасителя и живущим в общении с Ним.

Наполеон пять недель ожидал официальной сдачи Москвы. Дважды он посылал послов к Александру с предложениями на счет условий мира, но не получил никакого ответа. Затем, когда истощились запасы продовольствия, он решился вывести из Москвы свою армию, обрекая ее едва ли не на полное уничтожение страшными холодами русской зимы. Царь взялся за перо и написал Голицыну: «Моя вера теперь стала искренней и пылкой. Она растет изо дня в день, и я чувствую такую радость, какой не знал никогда раньше. Вот уже несколько лет я находился в поисках пути. Чтение Писания, которое я знал весьма поверхностно, принесло мне столь великую пользу, что невозможно выразить словами. Молись Всевышнему Отцу, и Господу нашему Иисусу, и Святому Духу… чтобы Они руководили мной и утвердили на этом единственном пути ко спасению».

Вернувшись домой после взятия Парижа, Александр был, как и его друг, Голицын, новым человеком. Доктор Тарассар – его второй личный врач – считал, что царь слишком много времени проводил в утренней молитве, намного больше, чем доктор считал полезным для его здоровья! С этого времени царь также полностью восстановил отношения с супругой, и они вдвоем решили отказаться от роскоши и излишеств царской жизни, переменив место жительства на более простое и спокойное. Они также оказали большую поддержку Русскому Библейскому Обществу, основанному князем Голицыным с целью распространения Писания среди бедных.

В течение последних десяти лет царствования Александр основал так называемый «Святой Альянс», который представлял собой систему высшего образования в России, включающую семь крупных университетов; он также создал систему из более 2000 местных школ, учредил 200 гимназий для здравого воспитания молодого поколения, отменил крепостное право в Прибалтийских провинциях, создал государственный зерновой фонд помощи крестьянам, пострадавшим от неурожая, а также значительно сократил финансирование правительственного аппарата, чтобы снизить беднейшим слоям населения налоговое бремя.

У Александра был характер христианина, вера которого исходила из глубины сердца. Поэтому он стал самым добрым и сострадательным царем, которого когда-либо знал российский народ. Он свободно общался с людьми и был хорошо осведомлен о жизни христианских общин в крупных городах России, так, например, он был знаком с семьей евангелических квакеров, проводивших собрания в Санкт-Петербурге.

Царь-христианин умер в 1825 году, пройдя путь от гордыни и неудач до покаяния и успеха, чем еще раз подтвердились слова Библии: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петра 5:6).


По книге Питера Мастерса «Люди особой судьбы»