«Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» Евангелие от Луки 7:36-50.
Однажды Иисус Христос был приглашен в дом одного из фарисеев по имени Симон. Иисус Христос принимал приглашения не только от почтенных людей. Случалось, что Он ел вместе «с мытарями и грешниками» (Матфея 10:11), и это оскорбляло высокомерных фарисеев. Но Иисус Христос отвечал на их обвинения: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфея 9:13).
«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Луки 7:37-39).
В свое время Господь исцелил Симона от проказы, Он спас его от неминуемой смерти. Но теперь Симон усомнился в том, что Иисус Христос — пророк. Поскольку Иисус Христос позволил этой женщине приблизиться к Себе и не выгнал ее с негодованием как ту, чьи грехи слишком велики, чтобы их можно было простить; поскольку Он не показал, что понимает, как низко она пала, у Симона появилось искушение думать, будто Он не пророк. Его сердце наполнилось неверием. «Иисус ничего не знает об этой женщине, — подумал Симон, — иначе Он бы не позволил ей прикасаться к Себе».
Но Симон не понимал, что на сердце у его Гостя. Он мог так помыслить только потому, что сам не знал единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа и не мог уразуметь, что в таких случаях Божий Сын должен действовать как Бог – сострадательно, милостиво и нежно. То, что Мария целовала ноги Иисуса Христа и мазала их миром, для Симона было совершенно невыносимо. Он подумал, что если бы Иисус Христос был пророком, то безошибочно распознавал бы грешников и обличал их.
Читая мысли Симона, Иисус Христос ответил ему раньше, чем он успел их высказать, тем самым доказав, что Он Пророк всех пророков. «Симон! — сказал Он. – У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил» (Луки 7:40-43).
Теперь Симон увидел себя в ином свете. Он понял, как относился к Марии Тот, Кто в самом деле был пророком в полном смысле этого слова. Он понял, что Своим зорким провидческим оком Иисус Христос увидел в сердце Марии любовь и преданность. Симон был пристыжен. Он понял, что рядом с ним Тот, Кто больше него. Его чудеса, Его дивные наставления, Его долготерпение, Его смирение – все это свидетельствовало о Его Божественности. Симону не стоило в этом сомневаться.
«Я пришел в дом твой, — продолжал Иисус Христос, — и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у меня ноги» (Луки 7:44,45). Омовение ног и приветственный поцелуй были знаками внимания, которые оказывались не всем, а только особо почетным гостям. Иисус Христос должен был удостоиться этой почести от хозяина дома, но тот не оказал ее Ему.
Вежливо и деликатно и, вместе с тем, откровенно Иисус Христос заверил Своих учеников в том, что Его сердце скорбит, когда Его дети не выражают Ему своей благодарности в словах и делах любви.
Марию считали великой грешницей, но Иисус Христос знал, что предшествовало ее падению. Он видел в ней большой потенциал добра. Он видел, что она достойна лучшей доли, и знал, что по благодати Его она станет причастницей Божеского естества и очистит свою душу, следуя истине.
Иисус Христос мог бы погасить всякую искру надежды в душе Марии, но Он этого не сделал. Тот, Кто испытывает сердца, увидел, что довело ее до такой жизни. Он также увидел, какой дух побудил Симона сказать эти слова. «Видишь ли ты эту женщину? – сказал Он ему. – Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи» (Луки 7:47).
Иисусу Христу известны обстоятельства жизни каждого человека. Вы можете сказать: я грешен, очень грешен. Быть может, это так; но чем тяжелее ваши грехи, тем больше вы нуждаетесь в Иисусе. Он не отворачивается от плачущей, кающейся души. Он не говорит человеку всего, что Ему известно о нем, но велит каждой трепещущей душе мужаться. Он не отвергнет ни одного, кто приходит к Нему с покаянием и верой, но простит всех, ищущих у Него прощения и исцеления души.
Подготовила Н. Лапшина
Газета «Сокрытое Сокровище» № 3 (107) март 2006 г.