Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси

Известно, что Киевская Русь была «крещена» князем Владимиром в 988 году. Однако это событие не было началом христианства на Руси, но, скорее, логичным продолжением тех многовековых процессов, которые происходили в недрах славянской культуры.

Ещё до революции 1917 года ведущие русские историки, такие как А.А. Шахматов, М.Д. Приселков, Е.Е. Голубинский, убедительно доказали, что князь Владимир принял христианство не у вражеских греков, а у дружественных болгар и что первое духовенство в Киевскую Русь прибыло из Болгарии, с Охриды. С Болгарией Киевская Русь имела близкие дружеские отношения. К тому же, будучи политиком высокого класса, князь Владимир понимал, что вступление в церковно-административные отношения с Византийской империей являлось бы плохой идеей, поскольку это означало бы административное повиновение грекам, вхождение в прямую вассальную зависимость от Константинополя. Поэтому религиозный и политический взгляд князя Владимира был устремлён в Болгарию, которая такой угрозы не представляла, и с которой Киевскую Русь связывали долгие и прочные связи, в том числе религиозные.

Иоакимовская летопись сообщает о крещении Владимира и «всей земли Русской» в связи с болгарской миссией. Та же летопись называет легендарного первого киевского митрополита Михаила Болгарином. Стоит отметить и сказание, гласящее, что первые шесть епископов на Руси были из Болгарии. Охридская (болгарская) церковь становится центром подготовки кадров для Киевской Руси.

После революции советские учёные, такие как Н.М. Никольский, Б.Д. Греков, Г.Г. Литаврин, В.Т. Пашуто и многие другие, продолжили убедительно опровергать иллюзию за иллюзией относительно византийской версии крещения Киевской Руси. Почему же тогда об этом так мало известно? Почему традиционно заслуги в обращении Руси к христианству приписываются почти целиком Греции, Византии, а заслуги других славянских народов умаляются?

Суть современного христианства

Летопись 898 года сообщает: «Был един народ славянский: и те славяне, которые сидели на Дунае, покорённые уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют Русь». Мощь этих молодых государств (Болгарии, Великой Моравии, Хорватии, сербских княжеств, Киевской Руси) вызывала серьёзные опасения у соседствующей с ними Греческой империи. Дипломатия Константинополя действовала в своих лучших традициях, заключая с агрессивными соседями союзы и сталкивая их друг с другом, тем самым отводя угрозу от своих пределов. Однако ещё более эффективным методом «обезвреживания» народов было их приобщение к византийскому патриархату и, таким образом, опосредованное подчинение этих народов Византийской империи. Историки отмечают, что «в Византии миссионерству придавали, пожалуй, не меньшее значение, чем завоевательным походам империи» (Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского).

Восточно-Европейская христианская традиция держалась в стороне от традиции греко-византийской. Основанная в первую очередь на Библии, не подвластная ни Риму на Западе, ни Константинополю на Востоке славянская традиция быстро завоевала Восточную Европу. И тогда Византийская империя нанесла ей удар. В XI веке византийский император Василий Болгаробойца буквально потопил её в крови.

После разгрома Болгарии и смерти последнего болгарского патриарха в 1037 году, в Киеве основывается греческая митрополия. Очевидно, до этого в столице Русского государства не было архиерея, подчинённого Константинополю. С первым греческим митрополитом в Киеве, Феопемтом, связано и повторное освящение Десятинной церкви. Похоже, это было вызвано тем, что её основатели и священнослужители придерживались другой богословской традиции — болгарской, кирилло-мефодиевской. Перелом в отношениях между Византийской империей и Киевской Русью, произошедший именно в то время, подтверждается ещё и летописными известиями о двух русско-византийских вооружённых конфликтах в 1037 и 1043 гг.

Все эти данные указывают на то, что при Владимире Святославиче и в первой половине правления его сына Ярослава Мудрого русская церковь не подчинялась Константинопольской патриархии и серьёзно разнилась с нею в идейном и богословском плане. Это и не удивительно — церковная иерархия на Руси была корсунского и болгарского (охридского) происхождения, и её традиции значительно отличались от тех, что восторжествовали при приходе греков. Поэтому и самую память о постепенном приходе христианства на Киевскую Русь греческое духовенство постаралось изгладить. Впрочем, элементы этого народного, восточно-европейского, или славянского христианства постоянно проявлялись в многочисленных реформационных движениях на Руси, которые восторжествовавшая греческая церковь подавляла инквизиционными методами.

Слушайте наш подкаст

Олег Жиганков,
доктор исторических наук,
автор книги «Славянское христианство»

Газета «Сокрытое Сокровище» № 8 (196) август 2013 г.