Запрет десятой заповеди Закона Божьего необычен. Все предыдущие заповеди, касающиеся взаимоотношений с ближними, направлены против действий (таких как убийство, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство), причиняющих зло. Десятая же заповедь направлена против желания обладать тем, что тебе не принадлежит, и этим указывает на корень зла, потому что именно зависть становится причиной жестокости и насилия людей друг над другом: завидующий пытается силой добыть то, что ему не принадлежит. «Пожелают полей и берут их силою, домов, — и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие» (Михея 2:2). Таким образом, зависть, как и многое другое, является нарушением общего для всех людей закона о любви к ближнему.
Десятая заповедь запрещает определенное состояние сердца, души и ума и этим придает особый смысл и значение Божьему Закону. Бог хочет не только, чтобы мы были людьми, которые не крадут, не убивают, не прелюбодействуют, не лжесвидетельствуют, но Он ожидает от нас, чтобы мы были людьми, которые не хотят ни убивать, ни воровать, ни прелюбодействовать, ни лжесвидетельствовать. То есть, чтобы нам подобные мысли были не свойственны.
Что можно сказать о человеке, желающем непременно заполучить то, что есть у других? Он неудовлетворен, недоволен своей жизнью. Он не благодарен за то, что имеет; он завистлив. Соломон так описывал свои наблюдения за жизнью людей: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!» (Екклесиаст 4:4). В нашем обществе “желание чужого” приобрело вид такого явления, как потребительство, которое заключается в приобретении и накоплении огромного количества вещей. Это вовлекает человека в порочный круг: работа – шопинг – работа. Чем больше зарабатываем, тем больше тратим. Чем больше тратим, тем больше работаем, чтобы заработать еще больше, и чтобы купить еще больше вещей. Апостол Иоанн предостерегал от подобных мыслей и желаний: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоанна 2:15-17).
Какими же должны быть наши сокровенные мысли и желания? «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфея 6:33). Самым первым, самым сильным желанием человека должно быть желание познать Бога. Он – Творец, Который определяет и поддерживает порядок отношений, существующий в мире. Бог каждому человеку дает то, что нужно именно ему в соответствии с замыслом Божьим. Таким образом, зависть содержит в себе стремление человека осуществить свою волю наперекор воле Творца.
Не нужно завидовать другим. Ищите Бога и Его воли о вас и будьте уверены: Его воля — всегда есть благо. Дело в том, что упование на Бога предполагает, что все, чем обладает человек, происходит от Господа: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иакова 1:17). Поэтому, доверившись мудрости любящего Бога, мы обретем мир и довольство от того, что мы имеем и кем мы являемся. А это избавит нас от зависти, потому что «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоанна 4:20-21).
Как же изменить желания сердца? Прислушаемся к некоторым советам из Библии:
«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евреям 13:5). То есть нужно научиться быть благодарными за то, что имеем.
«Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притчи 14:30). Нужно научить свое сердце смиряться и понимать то, что является нашим, и то, что не наше и нашим быть не может или не должно (включая не только вещи, но и способности и таланты).
А самое главное: мы должны обратить наши сердца и умы к Господу Богу, потому что только Его силою может произойти это чудесное преобразование нашего сердца. «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петра 1:3, 4).
Подготовила И. Суманова