Вопрос: «Почему из большинства Евангелий в Канон вошли только четыре?»
Андрей
Ответ: По всей видимости, на это была Воля Божья. Каноничность первых трех, синоптических Евангелий (от Матфея, от Марка и от Луки) обусловлена их ранним происхождением. Их созданию предшествует, разве что, устная традиция. По сути, это были самые первые Евангелия, написанные людьми, стоявшими у самых истоков христианства. Более поздние евангелия подчинены двум основным целям: либо как-то дополнить повествование синоптических Евангелий, либо заменить их. Ни то, ни другое не правомочно, так как не имеет под собой реальных исторических оснований.
Четвертое Евангелие (от Иоанна) предлагает нам несколько отличное от синоптических изложение жизни Иисуса и вытекающее оттуда богословие. Но автор четвертого Евангелия делает это вполне корректно – он не пытается дополнить жизнь Иисуса популярными литературными сюжетами эллинистического мира, чтобы удовлетворить известное любопытство читателя (а что Иисус делал в детстве, а что Он делал, когда пребывал в гробу Иосифа Аримафейского? и т. д.). Он также не пытается подменить Евангельское учение какой-либо скрытой ересью, чем грешили авторы евангелий, писавшие свои творения спустя несколько столетий после жизни Христа.
Эти четыре Евангелия вместе создают целостную картину жизни Иисуса, которая отлично служит проповеди Его учения.
Отвечал А. Комлев