Обычай поклонения многочисленным святым старцам и мученикам проникал в церковь постепенно. Каждый святой со временем превратился в покровителя той или иной профессии или ремесла, подобно языческим богам — войны, торговли, медицины, кузнечного дела и т. д.
Во всех языческих религиях есть культ основателя племени или рода, дух которого якобы хранит всех членов рода в случае благоговейного их отношения к нему. Тысячелетиями люди собирались вокруг изображений или могил знаменитых людей своего племени для совершения жертвоприношений, цель которых — умилостивить дух усопшего, побудить его хранить племя или народ.
Языческое почитание знаменитых людей в христианстве было заменено почитанием святых старцев, обычаем прибегать к их заступничеству. Как и герои языческой древности, мученики первых веков христианства, погибшие за веру, стали считаться покровителями христианских общин. На их гробницах проводились богослужения. Канонизация как официальное причисление к лику святых — явление сравнительно позднее. Восточная церковь не установила чёткого порядка канонизации. Большинство святых церковного календаря не были формально канонизированы: их почитание верующими вначале было стихийным, и лишь после этого их имена вносили в месяцеслов.
Дни памяти святых старцев обычно связаны с датами их кончины или прославления. В тех случаях, когда даты были неизвестны, церковь относила торжество к какому-либо древнему языческому празднику. Например, день Иоанна Крестителя предназначен был вытеснить языческий праздник бога Солнца (день Ярилы или Купалы).
Вплоть до 300 года поминки на могилах святых состояли лишь из молитвы за их упокой, однако в 590 году молитва за святых старцев трансформировалась в молитву обращения через них к Богу. У могил строились церкви и часовни. Со смертью святых связывались церковные праздники, быстро распространялись легенды о связанных с их служением чудесах. Появилось так много людей, продававших их мощи, волосы, зубы, кости, что в 381 г. эту торговлю пришлось запретить.
Никакого подтверждения поклонению «святым» в Библии нет. Более того, и апостолы, и пророки, и даже ангелы отказывались от поклонения себе.
Из книги А. А. Опарина, С. Б. Молчанова
«Но как было во дни Ноя…»
Газета «Сокрытое Сокровище» № 8 (196) август 2013 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.