В 2013 году дом Романовых отмечает 400-летний юбилей. Прошло сто лет с тех пор, как династия Романовых торжественно и широко праздновала в 1913 году трёхсотлетие своего правления Россией. А ещё спустя четыре года наступит столетний юбилей со дня свержения этой династии. Как могла произойти такая трагедия? Где искать её истоки, истинные причины? Как к ней относиться? Какие уроки извлечь? Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаем сделать небольшой экскурс в историю дома Романовых и ещё раз прочитать последние страницы этой драмы.
Династия Романовых не являлась первой правящей династией на Руси — ей предшествовал дом Рюриковичей. Возможно, первый шаг к Октябрьской революции был сделан ещё до прихода к власти дома Романовых, на заре самовластия, когда первый венчанный на русское царство государь Дмитрий был умерщвлён своей мачехой, византийской царевной Софьей (Зоей), второй женой Ивана III, деда Ивана Грозного. В результате в 1504 году произошёл «династический кризис», когда Российское самодержавие буквально с первого шага споткнулось о тело коронованной особы. Глубина трагедии этого первого коронованного преступления в том, что убийство это было оправдано и даже восхвалено в глазах народа.
Чтобы оправдать убийство первого венчанного на Российский престол царя, духовенство, в сотрудничестве с Софьей, обвинило его в еретичестве, обозвав «жидовствующим». Многие христиане того времени: и царевич, и его мать, и ведущие государственные деятели, следуя повелениям Библии, соблюдали субботний день как день покоя и отдыха. Церковь санкционировала цареубийство, якобы для блага Церкви и государства. Тем самым, умащалась дорога к кровавой тирании Ивана Грозного, к неисчислимым заговорам внутри царского семейства, часто приводящим к убийствам, и, в конечном итоге, к революции 1917 года. Интересно, что накануне свержения династии Романовых, Николай II и Александра предпримут попытку сближения с народом. Парадоксом истории является тот факт, что не худший, но, пожалуй, лучший за всю историю правления дома Романовых государь, стал жертвой воспалённого грехом гнева возлюбленного царской семьёй народа.
Чем так не угодил России Николай «Кровавый» — как оскорбительно звали добрейшего царя пришедшие к власти большевики? Князь Жевахов пишет: «Что представлял собою государь император? Это был, прежде всего, бого-искатель, человек, вручивший себя безраздельно воле Божией, глубоко верующий христианин высокого духовного настроения, стоявший неизмеримо выше тех, кто окружал его и с которыми государь находился в общении. Только безграничное смирение и трогательная деликатность, о которых единодушно свидетельствовали даже враги, не позволяли государю подчёркивать свои нравственные преимущества пред другими… Только невежество, духовная слепота или злой умысел могли приписывать государю всё то, что впоследствии вылилось в форму злостной клеветы, имевшей своей целью опорочить его, поистине, священное имя».
Арон Самуилович Симанович, личный секретарь Григория Распутина вспоминал: «Он был прост и легко доступен, а в его присутствии совершенно забывался царь. В своей личной жизни он был чрезвычайно мало требователен. Но его характер был противоречив. Он страдал от двух недостатков, которые, в конце концов, его погубили: слишком слабая воля и непостоянство».
Симанович очень точно заметил уязвимые места последнего русского государя — слишком слабая воля и непостоянство. Даже в самых важных вопросах. А самым важным вопросом Николай II считал вопрос войны и мира. Свои первые шаги в государственной политике Николай II
сделал в сторону мира и разоружения в Европе. По его инициативе была созвана миротворческая конференция в Гааге. Царь всячески противился навязчивым попыткам большой семьи Романовых втянуть Россию в новую пан-Европейскую войну. Царь был убеждённым миротворцем, и войны развязывать не желал.
Между тем, лиц, заинтересованных в войне, постоянно прибывало. В 1910 году за пропаганду войны активно берётся государственная Церковь, грезившая мечтами о присоединении православных Балкан и захвате родины православия — Константинополя-Истамбула. Вслед за Церковью подняла свой голос за войну Дума, мечтавшая повысить свой престиж и расширить влияние. К этому голосу присоединились другие голоса: по весьма понятным причинам это были голоса крупных промышленников, спекулянтов и армейских генералов, засидевшихся без дела. Истерия перекинулась через газеты и в народные массы. Повсюду проходили крестные ходы с молитвами о том, чтобы Бог поднял батюшку-царя на войну.
Единственным, пожалуй, голосом, кроме голоса супруги, убеждавшим государя не вступать в войну, был голос его друга, крестьянина Григория Ефимовича Распутина. Когда в 1912 году война казалась неизбежной, вмешательство «зло-вредного мужика» взяло верх — царь разорвал подписанный манифест о всеобщей мобилизации. Комментируя это событие, Эдвард Радзинский констатирует: «Так не состоялась европейская бойня».
И всё же, пройдёт три года, и «слабая воля и непостоянство» государя толкнут его на роковой шаг. Когда большая романовская семья, Церковь, Дума, олигархи и генералы давят, а единственный друг, мужик, находится при смерти от нанесённой ему ножевой раны, царь не выдерживает и подписывает указ от 31 июля 1914 года о всеобщей мобилизации. Остальное, как говорится, история. Первая Мировая война оказалась роковой для России — на её крыльях ворвались террор революции и долгая и жестокая братоубийственная гражданская война. И одной из первых жертв этих монстров, выпущенных на простор России, будет добрая семья Романовых.
Во взлётах и падениях государств и их правителей иногда можно наблюдать удивительные сходства. Вспоминается история, записанная в Библии, в 3-ей книге Царств, 22 главе — история пророка Михея. Он был единственным из своего поколения, кто выступал против войны Израиля с Сирией. Все пророки в угоду царю прочили ему славные победы в затеваемой войне. И лишь Михей, оставаясь верным Богу, говорил, что этой войной царь разрушит и свой дом, и страну. И царь верил ему, но под давлением князей начал войну. Сам царь погиб, а страна оказалась в руках врагов. Как эта история напоминает о трагедии династии Романовых! Впрочем, даже ошибки этих людей могут нас многому научить.
Олег Жиганков
ЛЮБИ РОССИЮ В НЕПОГОДУ
Не слышно песен о России,
Во славу больше не поют.
То до небес превозносили,
Теперь ногами в сердце бьют.
А ты попробуй все невзгоды
С ней разделить, живя в нужде.
Люби Россию в непогоду,
Не оставляй её в беде!
Иных корысть по свету носит,
Влечёт чужая сторона.
Как можно мать в несчастье бросить,
Сбежать, когда она больна?
Не дай, Господь, чтоб в наши годы
Безродным мыкаться в пути.
Люби Россию в непогоду,
От всех напастей защити!
Как время смутное осилить?
Но, где страданья, там любовь.
Молитесь, люди, за Россию,
Чтоб возродилась святость вновь.
Дай, Бог, чтоб выстоять народу,
Безверье в душах побороть.
Люби Россию в непогоду,
Благослови её, Господь!
Валерий Шумилин