В творчестве художников эпохи Возрождения религиозная тема занимает важное место. К христианским сюжетам каждый художник относился с исключительным вниманием и серьезностью.
Одним из крупнейших живописцев XV века был Доменико Гирландайо. В 1480 году он выполнил фресковую роспись для церкви Сан Марко во Флоренции на тему «Тайная вечеря». В изображении Гирландайо Христос сидит среди учеников в центре длинного стола и благословляет преломленный хлеб и вино (так в Библии назывался неперебродивший виноградный сок). Иуда, уже замысливший предать Христа, изображен отдельно, спиной к зрителю. Он уже принял из рук Учителя кусок хлеба и понял, что Христос знает о его предательстве.
Для Гирландайо главное в этом сюжете – религиозная сущность таинства утверждаемой в этот момент новозаветной Пасхи. Об этом свидетельствует тянущаяся над головами сидящих латинская надпись со словами Христа из Евангелия: «И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Луки 22:29-30). При всей сдержанности поз и жестов участников вечери, каждый из них имеет свой характер, живо и чувственно запечатленный живописцем.
Несколько позже Леонардо да Винчи, обращаясь к теме Тайной вечери, развил драматический характер предательства. Каждый из апостолов по-своему откликается на слова Христа: «Один из вас предаст Меня» (Матфея 26:21).
«Тайная вечеря» да Винчи написана на узкой стене трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие. На картине изображен момент, когда Христос только что произнес: «Один из вас предаст Меня». Эти страшные, но спокойно сказанные слова потрясли апостолов: у каждого выражается непроизвольное движение, жест. Двенадцать человек, двенадцать характеров, двенадцать различных реакций. Леонардо поставил сложную задачу: изобразить многообразие психологических типов личности и их эмоциональных откликов.
Еще один художник, выбравший для работы тему Тайной вечери – Тинторетто. У него новое решение изображения, его можно назвать романтическим. Дело тут происходит не в богатом доме, а, скорее всего, в народной таверне, полутемной, с низкими потолками и простым длинным столом. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Яркие вспышки в полумраке, светотеневые контрасты, свет клубящийся, расходящийся лучами, игра теней, бродящих, блуждающих, повторяющих и усиливающих движения людей, создают атмосферу смятения. Не будь этого, позы и жесты апостолов при ровном рассеянном свете могли бы показаться довольно обычными. Романтический Тинторетто, в противоположность классику Леонардо, не столько передает индивидуальность, сколько пытается выразить общее настроение суеты.
Как велика, таинственна и чиста тема Тайной вечери Господней! Многие годы своей жизни художники эпохи Возрождения посвятили написанию произведений на эту тему. Они вкладывали в них частичку себя. Новеллист Маттео Банделло писал о Леонардо: «Я часто видел сам, как он с раннего утра поднимался на леса, так как «Тайная вечеря» находилась довольно высоко над полом, и трудился до заката, не выпуская кисти из рук, и рисовал без перерыва, забывая поесть и попить…»
Не случайно художники, желающие прославить Христа, выбирали тему Вечери. Именно в смерти и воскресении Христа, которые произошли после Вечери, заключается главный смысл жизни и служения каждого христианина. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17:3).
Оксана Кузнецова
№23 (163) декабрь 2010 г.