Евангелия от Матфея 27:31-44; от Марка 15:20-32; от Луки 23:26-43; от Иоанна 19:16-24
«Когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его» (Луки 23:33).
Огромная толпа сопровождала Иисуса Христа от судилища до Голгофы. Когда Он выходил из ворот дворца Пилата, на Его израненные и окровавленные плечи взвалили крест, приготовленный для разбойника Вараввы. Этот груз был для Спасителя слишком тяжел – Он очень ослабел от пережитых перед этим истязаний.
Когда Он упал от изнеможения, иудеи схватили шедшего мимо человека по имени Симон Киренеянин и взвалили на его плечи крест Иисуса Христа.
Осужденных привели на место распятия и привязали к орудиям казни. Спаситель не произнес ни одной жалобы, когда Его руки растянули на кресте, когда гвозди вонзились в Его тело. В то время как воины делали свое страшное дело, Иисус Христос молился за своих врагов: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Он думал не о собственных страданиях, а о грехе Своих гонителей и ужасном возмездии, которое постигнет их.
Эта молитва Иисуса Христа за Своих врагов охватывает весь мир. Она относится к каждому грешнику, в какое бы время он ни жил – от начала мира до конца времен. На всех лежит вина за распятие Сына Божьего. Всем безвозмездно предлагается прощение, каждый может примириться с Богом и наследовать жизнь вечную.
Когда Иисус Христос висел на кресте, враги обрушили на Него свой гнев. Священники, правители и книжники вместе с толпой насмехались над умирающим Спасителем. Страдая, Он слышал каждое их слово: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него». Обладая Божественной силой, Иисус Христос мог сойти с креста, но именно потому, что Он не спас Себя, а отдал Свою жизнь в уплату за грехи людей, каждый грешник, обратившись к Нему, может надеяться на прощение и милость Божью.
Страдая на кресте, Иисус Христос имел одно утешение. Это была молитва раскаявшегося разбойника. Оба преступника, распятые вместе с Иисусом Христом, вначале поносили Его. Один из них еще более ожесточился в муках. Но его товарищ вел себя совсем не так. И в зале суда, и по пути на Голгофу он был рядом с Иисусом Христом. Он слышал, как Пилат заявил: “Я не нахожу в Нем никакой вины”. (Иоанна 19:4). Он заметил Его величественность, он слышал, как Иисус Христос просил, чтобы Его мучители были прощены. С креста он видел, как многие священники изощрялись в насмешках и издевательствах над Господом Иисусом Христом. В толпе он видел многих, кто защищал Иисуса Христа; он слышал, как они повторяют Его слова и рассказывают о Его делах. И в душе этого преступника снова появляется убеждение, что это — Иисус Христос. Повернувшись к своему товарищу, он говорит: “Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?” Умирающие разбойники не боялись людей, но один из них верил, что бояться нужно Бога, и будущее заставляло его трепетать: его жизнь, исковерканная грехом, подходит к концу. “И мы осуждены справедливо, — простонал он, — потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал”.
Когда этого разбойника осудили за преступление, он утратил надежду и впал в отчаяние. Но теперь в нем пробуждаются странные, теплые чувства. Он вспоминает все, что слышал об Иисусе, вспоминает, как Христос исцелял больных и прощал грехи. Он слышал рассказы уверовавших в Иисуса Христа, которые, плача, шли за Ним на Голгофу. Святой Дух озаряет сознание разбойника. И постепенно в его уме выстраивается цепочка доказательств. В избитом, осмеянном, распятом на кресте он видит Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. В голосе этого человека звучит и надежда, и мука, когда он, беспомощный и умирающий, призывает Спасителя: “Помяни меня, Господи, — кричит он, — когда приидешь в Царствие Твое!”
Какой же радостью для Спасителя были слова веры и любви, произнесенные умирающим разбойником! В то время, как вожди иудейского народа отвергли Его и даже ученики сомневались в Его Божественности, несчастный разбойник на пороге вечности называет Иисуса Христа своим Господом! Многие были готовы признать Его Господом, когда Он творил чудеса или после того, как Он воскрес из мертвых. Но когда Он умирал на кресте, никто не признал Его, кроме этого покаявшегося грешника.
Стоявшие рядом услышали слова разбойника, и чувство, с которым покаявшийся произнес их, поразило тех, кто у подножия креста делил одежду Иисуса Христа. Они прекратили перебранку и прислушались. Их раздраженные голоса смолкли. Затаив дыхание, они смотрели на Иисуса Христа и ждали, что ответит Умирающий.
Даже в унижении Иисус Христос оказался прославлен. Тот, Кто в глазах окружающих выглядел побежденным, на деле стал Победителем. Люди могут иметь власть над Его телом; они могут надеть на Него терновый венец, они могут сорвать с Него одежды и, ссорясь, делить их между собой. Но они не могут отнять у Него власть прощать грехи. Умирая, Он свидетельствует о Своей Божественной природе и прославляет Отца. Его слух не замкнулся — Он слышит призыв о помощи. Его рука не ослабела — Он протягивает ее погибающим. Это было Его царское право: до самого последнего мгновения спасать всех, кто приходит к Богу через Него.
«Я говорю тебе ныне же: ты будешь со Мною в раю». Иисус Христос не обещал разбойнику, что он в тот же день окажется с Ним в раю. Он и Сам не сразу отправился в рай. Он покоился в могиле, и в утро воскресения Он сказал: “Я еще не восшел к Отцу Моему” (Иоанна 20:17). Но в день распятия — день кажущегося поражения и тьмы — было дано обетование. Ныне умирающий на кресте, подобно преступнику, Иисус Христос заверяет бедного грешника: «Ты будешь со Мною в раю”.
Подготовила И. Беднякова
Газета «Сокрытое Сокровище» № 11 (115) ноябрь 2006 г.