Животные и человек: библейский взгляд

В последнее время приходится наблюдать, как границы добра и зла, правды и лжи в нашем сознании становятся размыты, даже в отношении к животным. Одни выгуливают собак в детскую песочницу; другие развлекаются, расстреливая голубей, не считая, что поступают дурно; а третьи защищают своих животных даже тогда, когда по их вине гибнут или тяжело страдают другие люди. Обычно добрый человек любит и животных, но иногда любовь к четвероногим доходит до фанатизма. Так каким же должно быть наше отношение к животным? За ответом обратимся к Библии, где попробуем найти если не конкретные предписания, то, по крайней мере, основные принципы.

Первое знакомство человека с животным миром состоялось в Эдеме. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их…» (Бытие 2:19). Чтобы возделывать и хранить Эдемский сад, необходимо хорошо знать его обитателей. Обязанность «старшего брата» осталась на нас и после грехопадения. Накануне потопа Ной строит ковчег для спасения всех живых существ — и «чистых» и «нечистых», «чтобы сохранить племя для всей земли» (Бытие 7:3). А сразу после потопа животные, как и человек, вступают в завет с Богом. «Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными» (Бытие 9:9-10), — сказал Господь.

В библейские времена идолопоклонство некоторых наших современников, готовых «взять хлеб у детей и бросить псам» (Матфея 15:26), встречалось редко. Отношение к животным было воспринимались как к полезной вещи, потенциальной пищи или источнику опасности. В то же время, Библия подчёркивает: как человек, так и животные имеют одного Подателя жизни, а значит, достойны того, чтобы жить независимо от наших симпатий.

Так не будем эгоистами, Закон Божий защищает права не только людей. Например, субботний покой, распространялся и на скот: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осёл твой» (Исход 23:12). Каждый седьмой год земля должна была оставаться под паром, «чтобы … питались звери полевые» (Исход 23:11). Создателю дорого всё живое, и грех против природы недопустим, как и всякий грех.

И, наконец, искупительная жертва Христа снимает проклятие не только с нас, но и со всего творения. «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Коринфянам 5:19), и «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, … в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению…» (Римлянам 8:19-21).

Итак, с животными мы в одном ковчеге. А значит, не стоит поступать как пророк Валаам, избивавший ослицу, спасающую ему жизнь (Числа 22:21-33). Тот, кто мучает животных потому, что они находятся в его власти, — тиран и трус. Склонность причинять боль своим близким или животным содержит в себе нечто сатанинское. Не будем уподобляться и Самсону, который привязывал факелы к лисьим хвостам (Судей 15:4-5), а почувствовав в себе великую силу, «растерзал льва как козлёнка» (Судей 14:6). От вражды людей не должны страдать животные — «Если найдёшь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23:4-5). Валаама и Самсона понять (но не оправдать!) можно. Первым двигала досада, вторым — желание отомстить врагам (в случае с лисицами) и предотвратить опасность (в случае со львом). Но совсем не извинительна «организованная» жестокость ради развлечения (коррида, петушиные и собачьи бои, спортивная охота и рыбалка и т. п.).

Но не только Самсон и Валаам имели дело с животными. Пророк Даниил за поклонение Иегове был брошен в львиный ров, но при этом «Бог … заградил пасть львам» (Даниила 6:16-24). Ранее другой пророк — Илия, гонимый людьми, был принят природой: «И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру» (3 Царств 17:6). Более того, Сам Спаситель удивительно ладил с животными. Накануне распятия Он въезжал в Иерусалим на молодом (необъезженном) осле (Матфея 21:1-7, Марка 11:1-7), на которого «никто из людей никогда не садился» (Лука 19:30). Близость с Творцом видна и в отношениях с тварью.

Однако любители животных не обязательно любят всех. Животных любили и некоторые диктаторы. Жестокость к животным говорит о бездуховности и часто переходит на людей: многие садисты и убийцы начинали с убийства насекомых и лягушек. Иными словами, любить животных необходимо, но не достаточно. Уточним — любить животных, но не поклоняться им! Не стоит доходить до абсурда. По закону древнего Израиля, бодливого быка забивали, а хозяин нёс за него ответственность «Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; Но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещён о сём, не стерёг его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями и хозяина его предать смерти» (Исход 21:28-32).

Как Божья милость к человеку не исключает наказания (Евреям 12:6-11), так и забота о домашних питомцах подразумевает не слепое потакание их инстинктам, а воспитание в них умения жить рядом с человеком.

Итак, мы неразрывно связаны с миром диких и домашних животных. Дикая природа ценна тем, что отражает славу Творца. Уже это делает охрану диких животных делом чрезвычайно важным. Что же касается домашних питомцев, то владелец четвероногого друга, как бы оказавшись на месте Бога, решает некоторые из тех проблем, какие Творец решает в отношении нас. Получается, Создатель воспитывает человека, используя домашних животных. «Праведный печётся и о жизни скота своего» (Притчи 12:10).

Сергей Хрибар

Газета «Сокрытое Сокровище» № 10 (198) октябрь 2013 г.