В каноническом тексте Библии полный список учеников Христа размещён четыре раза: в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и в книге Деяний апостолов. Однако ни в одном из списков имени Нафанаила нет. Тем не менее, утверждение о том, что Нафанаил присутствовал в ближайшем окружении Христа, подтверждается в начале 21 главы Евангелия от Иоанна. Здесь говорится, что после Своего воскресения Христос несколько раз являлся апостолам, в том числе и на Галилейском озере, где Его видели семеро учеников, среди которых упоминается и Нафанаил. В этот день Христос совершил одно из последних чудес перед вознесением, до отказа наполнив сети учеников рыбой.
Почему же Нафанаила нет в списках апостолов? Упоминаемые в Библии имена апостолов, как правило, записаны попарно на основании родства или дружбы, и имя Филиппа всегда соседствует с именем Варфоломея. Варфоломей в переводе с древнееврейского означает «сын Толомея», другими словами, это отчество. Исследователи Библии считают, что сыном Толомея был как раз Нафанаил («данный Богом»).
Апостол Нафанаил был родом из поселения Каны Галилейской, в котором Христос и Его ученики были приглашены на свадебный пир. Историю знакомства Христа с Нафанаилом можно прочитать в 1 главе Евангелия от Иоанна. Она помещена сразу после рассказа о беседе Господа с Андреем Первозванным. Это позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, встреча произошла на реке Иордан в Вифаваре, а во-вторых, что Нафанаил слышал там слова Иоанна Крестителя о Христе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1:29). Эти слова произвели глубокое впечатление на Нафанаила, и хотя он не осмелился сразу пойти за Христом, он размышлял об услышанном, сидя неподалеку от реки под смоковницей. Его мысли были прерваны другом Филиппом, который, найдя его, сообщил: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса… из Назарета» (Иоанна 1:45). Слова Филиппа были ответом на мысли Нафанаила, но город Назарет не вызывал в нем уважения. Во времена Иисуса Назарет и Кана Галилейская соперничали друг с другом, и жители поселений недолюбливали соседей. На это мнение у Филиппа контраргументов не нашлось, поэтому он просто сказал: «Пойди и посмотри».
Слова, которые сказал о Нафанаиле Иисус, потрясли его: «Вот — истинный израильтянин, в котором нет ни тени притворства» (Иоанна 1:47, новый русский перевод, МБО, 2003). Это приятно было слышать, но откуда Христос мог знать его? Учитель заметил: «До того, как Филипп позвал тебя, Я видел тебя под смоковницей». Это означало, что Христос знал о сомнениях Нафанаила. Он смог найти слова, которые не только обезоружили предубеждения Нафанаила, но и уверили его в том, что перед ним Сам Господь. Ответ Нафанаила полон убежденности и восхищения: «Учитель! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев».
Нафанаил привык размышлять и всегда говорил то, что думал. Такого человека сложно убедить в чём-то, чего он не пережил. Какими бы красноречивыми доказательствами ни обладал Филипп, они могли лишь настроить его друга против Христа. Однако личная встреча с Иисусом сняла все вопросы прямолинейного Нафанаила, совершив в его жизни чудо.
Роман Семьин
Газета «Сокрытое Сокровище» № 8 (184) август 2012 г.