Иисус Христос Своей жизнью учит Своих последователей быть по-настоящему свободными. Учит тем, что не подстраивается под их ложные представления о том, каким Он должен быть и как Он должен Себя вести. Ученикам в поступках Иисуса Христа многое казалось непонятным. Но самое главное они всё же поняли.
Иисус Христос мог без упрёка милосердно очистить прокажённого. Он мог исцелить расслабленного и, более того, простить ему грехи. А потом, проходя мимо Левия, сборщика податей, мог сказать: «Иди за Мной!» А ведь все эти люди считались великими грешниками!
Один из известных исследователей христианства Н.Т. Райт говорит, что, когда Иисус Христос вкушал пищу с мытарями и грешниками, это были символические трапезы. Это было указание на ту великую трапезу, которую будет проводить Бог со Своим избранным народом. Это указывало на то, что в грешный мир врывается новое Царство. В этом мире появляются ростки Царства Божьего!
Вероятно, ученики это понимали. Но им было непонятно, как это Царство Божье может быть открыто для мытарей и грешников. Наблюдая за Иисусом Христом, ученики становились перед необходимостью выбирать один из двух путей: путь Иисуса Христа или путь книжников и фарисеев. Фарисеи стремились показать всем, что жизнь, которой живут они, — единственный правильный путь, по которому нужно идти, чтобы войти в Царство Божье.
Действительно, жизнь многих фарисеев вызывала восхищение. Это на самом деле были правильные и богобоязненные люди. Ими, вероятно, и восхищались ученики Иисуса Христа. Учеников не привлекали мытари, грешники, блудницы, больные, прокажённые и бесноватые. Ведь было неясно — войдут они в Царство Божье или нет. Они идут путём, ведущим к погибели, и всякий, кто общается с ними, на их стороне.
А Иисус Христос предлагает другой подход. Участвуя в трапезе с мытарями и грешниками, прощая блудниц, исцеляя прокажённых, освобождая бесноватых, прощая грехи отъявленным грешникам, Он свидетельствует, что на великом пире все эти люди будут самыми дорогими гостями, любимыми детьми Отца. Поэтому Он их не отвергает.
Для Иисуса Христа было очень важно, чтобы окружавшие Его люди поняли, что в Царстве Отца, в первую очередь, значимыми являются не правила, не догматы, не богословская идея, не какие-то самые возвышенные принципы. В Царстве Божьем самым значимым является человек. Поэтому Иисус Христос общался с людьми, исцелял их от болезней и прощал грехи раскаявшимся без оглядки на мнение окружающих. Человеческое страдание отзывалось в сердце Иисуса Христа полнее и сильнее, чем все придуманные людьми правила и установления.
Ученикам было непросто с Иисусом Христом. Они Его не понимали, «потому что сердце их было окаменено» (Марка 6:52). Они были намного ниже Его по пониманию духовных вопросов. Но Иисус Христос формировал общину друзей, не выбирая самых талантливых, самых успешных, самых креативных, самых образованных, самых-самых…
Он любил, а если это так, то Ему было интересно с этими людьми. Иисус Христос молился о них и наперёд знал, что, вкладывая Себя в них, может не получить никакого результата. Но дружба и любовь вкладываются в другого не ради результата. Он знал, что эти люди в итоге сделают. Он знал, что и Иуда Его предаст, и Пётр. Но для Него ценно то, что, увидев Его дела и услышав Его слова, они не ответили на Его призыв отказом. Они согласились быть с Ним. И Он знает, что, коль есть даже такое несовершенное согласие, есть шанс, надежда, что однажды они поймут, как же Он всё-таки их любит. Однажды они смогут стать по-настоящему друзьями.
Вы можете чувствовать себя крайне несовершенными людьми. Но если вы наблюдаете за Иисусом Христом, слушаете Его слово и общаетесь с Ним в молитве, то однажды и вы услышите призыв следовать за Ним. И если услышите, то надо идти. Для жизни всякого человека призыв Иисуса Христа является определяющим. Ведь для каждого из нас крайне важно узнать, для чего мы пришли в этот мир, и не просто узнать, но и жить ради этой великой цели.
Александр Лисичный,
«Пятый угол»
Газета «Сокрытое Сокровище» № 8 (220) август 2015 г.