Дети из пробирки и не только

1489

Дети — это дар от Бога.

Но нередко случается так, что супружеская пара оказывается бесплодна, и это приводит к тяжёлому разочарованию. Сегодня медицина предлагает различные технологии искусственного воспроизводства человека: искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» (in vitro), суррогатное материнство, трансплантация эмбриона и клонирование. Это даёт надежду на счастье многим несостоявшимся родителям. Но вместе с этим приходит и ответственность. Может ли верующий человек прибегать к подобным методам воспроизводства? Не нарушает ли он при этом волю Божью?
В первую очередь, нужно сказать, что отсутствие детей ни в коем случае не является «клеймом позора», или отсутствием Божьего благословения для супружеской пары. В Библии встречается описание нескольких семей, которые были бездетны долгие годы, и их жизнь имела одобрение от Бога. Решение иметь или не иметь детей, использовать или нет репродуктивные технологии является глубоко личным вопросом, который должен решаться совместно мужем и женой без всякого принуждения.
Жизнь даётся Богом. Зарождается она естественным путём или «в пробирке», каждое новое рождение — это подарок от Творца. И развитие медицины для помощи бесплодным парам можно считать проявлением милости Бога к человечеству. Вместе с тем, мы можем быть уверены, что дитя появилось по воле Божьей, только в том случае, если соблюдены следующие моральные аспекты.

1 Божий идеал предполагает, что каждый ребёнок должен иметь право воспитываться в полной семье, иметь отца и мать. Поэтому прибегать к медицинским методам воспроизводства можно лишь в границах супружеской верности и нерушимости брака.
2 Привлечение третьих лиц в качестве доноров спермы, доноров яйцеклеток или суррогатных матерей привносит множество медицинских и моральных проблем, которых лучше избежать. Дитя может унаследовать от донора не только физические данные, но и характер, темперамент и даже дурные наклонности (агрессивность, склонность к зависимостям и т. д.). Воспитывая такое дитя, родители могут столкнуться, например, с необратимыми последствиями неверного поведения суррогатной матери во время беременности и др. Зная заведомо о возможном риске, родители берут на себя ответственность перед Богом за судьбу будущего ребёнка.
3 К человеческой жизни необходимо относиться с уважением на всех этапах её развития. С момента оплодотворения Бог воспринимает зародыша как человеческую личность. В Библии, к примеру, записаны слова Бога, обращённые к пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освя0ил тебя» (Иеремии 1:5). Такие процедуры, как оплодотворение «в пробирке», требуют предварительного определения количества оплодотворяемых яйцеклеток, а также затрагивают нравственные вопросы, связанные с решением судьбы оставшихся преэмбрионов.
4 Заблаговременно необходимо получить от работников здравоохранения и тщательно взвесить информацию о характере процедур, связанном с ними эмоциональном и физическом риске, расходах, документально подтверждённых успехах и вероятности благоприятного исхода.
5 Некоторые виды репродуктивных технологий стоят чрезвычайно дорого. Необходимо тщательно взвесить, может ли семья нести соответствующие затраты. А может быть, было бы честнее перед Богом потратить имеющиеся средства на усыновление и подарить свою заботу уже живущему ребёнку?
Тщательно обдумав все возможные последствия, обратившись в молитве к Богу о мудрости и водительстве, супруги могут принять взвешенное решение и рассчитывать на сочувственное понимание окружающих.
Наталья Воронина