Израиль, этот крохотный народ, живущий на клочке земли на перекрёстке дорог Африки, Европы и Азии, дал человечеству совсем не крохотные величины: Тору, Десять Заповедей, Иисуса. Как бы кто ни относился к этим величинам, факт их глубокого влияния на жизнь всего человечества неопровержим. В чём же их ценность для нас?
Тора поведала миру, что есть только один Бог и что человек был сотворён по Его образу и подобию. Десять Заповедей рассказали, как человеку сохранить своё лицо и не дать исчезнуть с него образу Божьему. Иисус же пришёл, чтобы от «а» до «я» исполнить Тору и расширить её смысл. Для этого Он каждую из Десяти Заповедей облёк в любовь как наиболее полное откровение Божественной воли. Его смерть стала самым сильным доказательством любви к Богу и человеку. Но это было потом, а тогда, на заре формирования новой нации, Божественная воля открывалась в «десяти словах» (Декалог) и вытекающих из них принципов духовно-нравственной и социальной жизни.
Один из ведущих исследователей Ветхого Завета Дэвид Фридман в своей книге «Девять Заповедей» обратил внимание на скрытую закономерность, которая просматривается уже с первых страниц Книги Бытие и вплоть до последних глав 4 Книги Царств. Речь идёт о чередовании преступления и наказания. Смысл данной закономерности таков: закон — преступление — наказание/изгнание. Другими словами, за преступлением всегда следует наказание, и это так же неотвратимо, как чередование дня и ночи.
Адаму и Еве было дано одно несложное правило жизни — запрет на вкушение плодов от дерева познания добра и зла. Они были предупреждены о последствиях, связанных с его нарушением, и всё же они ослушались Бога. Наказание последовало незамедлительно: изгнание из Эдемского сада. И Каину было дано одно несложное правило — господствовать над грехом, который вот-вот готов был переступить порог его совести. Он был предупреждён о последствиях нарушения этой заповеди, и всё же он ослушался и совершил первое в истории братоубийство. Наказание последовало незамедлительно: изгнание.
Третий рассказ — это история израильской нации. Сюжет рассказа более чем прост: закон — преступление — наказание изгнанием. Действительно, судьба Израиля разворачивалась по нисходящей спирали, пока нация не достигла самого дна исторической воронки и не оказалась в Вавилоне. Каждый новый виток этой спирали был связан с очередной заповедью Декалога, кроме десятой: «Не пожелай». В Ветхом Завете вы не найдёте примера наказания за нарушение десятой заповеди, потому что невозможно наказать за беззаконные мысли, пока они не реализуются в беззаконных действиях.
Бог вёл счёт беззакониям Своего народа. И сколько пророки ни призывали израильских царей и народ одуматься и вернуться к жизни по Десяти Заповедям, ничего из этого не выходило: путь в пропасть так и не был повёрнут вспять.
Итак, на примере библейской истории мы видим, что последовательное нарушение десяти фундаментальных правил жизни приведёт к краху любое процветающее общество. История продолжается. Она пишется каждым сколько-нибудь значимым поступком каждого члена общества. Послушание и непослушание Закону Божьему — вот два пути, которые ждут каждого человека, рождающегося в этом мире. Зло не проходит бесследно. Каждый беззаконный поступок суммируется вместе с другими беззакониями, и когда масса творимого зла становится критической, общество и все его институты деформируются до такой степени, что жизнь нормального человека в нём становится невыносимой. Поначалу страдают невинные, но потом зло обрушивается на тех, кто его зачал. Плохо становится всем, хотя не все виноваты.
Десять Заповедей даны человеку не для того, чтобы принять их к сведению, а чтобы расчертить по ним свой жизненный маршрут. Дорога заповедей Божьих предпочтительней сползания ко дну царства инстинктов. Это нешуточные вещи, потому что грех — не смех, грех — пропасть.
Юрий Друми, «Жизнь одна»
Газета «Сокрытое Сокровище» № 12 (224) декабрь 2015 г.