Евангелия от Матфея 27:11-14; от Марка 15:1-5; от Луки 23:1-12; от Иоанна 18:28-38
Осудив Иисуса, совет синедриона пришел к Понтию Пилату, чтобы тот утвердил приговор и привел его в исполнение. В зале римского суда Христос стоял перед римским правителем, связанный, как узник. «Кто этот Человек, и почему вы привели Его? – спросил он. – В чем вы обвиняете Его?» Иудеи пришли в замешательство. Они хорошо понимали, что ничем не смогут подтвердить свои обвинения против Христа, и стремились избежать публичного суда. Они ответили, что Он обманщик по имени Иисус из Назарета.
И снова Пилат спросил: «В чем вы обвиняете Человека Сего?» Священники не ответили на его вопрос, но раздраженно сказали: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе». То есть, если члены синедриона, первые люди нации, приводят к тебе человека, которого они считают достойным смерти, зачем интересоваться, в чем Его обвиняют? Зная слабохарактерность и нерешительность Пилата, священники думали, что без труда добьются осуществления своих планов, и Пилат приговорит Иисуса к смерти без допроса. Но от Узника исходила некая сила, удерживавшая Пилата от подобного шага. И прежде чем подписать приговор, он решил узнать, в чем же обвиняют Христа и обоснованны ли эти обвинения.
«Если вашего осуждения достаточно, — сказал он, — почему вы привели Узника ко мне? Возьмите Его и судите по вашим законам». Священники вынуждены были ответить, что они уже осудили Христа на смерть, но хотят заручиться согласием Пилата, чтобы приговор имел силу. Всю ответственность за последствия они брали на себя. Но Пилат отказался выполнить их просьбу, пока ему не скажут, в чем обвиняют Иисуса. Священники решили, в соответствии со своими замыслами, представить учение Христа в искаженном виде. Они начали обвинять Его, говоря: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом царем».
Пилат видел их насквозь. Он не верил в то, что арестованный замышлял свергнуть правительство. Его кроткий и смиренный вид ни в малейшей мере не соответствовал этому обвинению. Обратившись к Иисусу, Он спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» Спаситель ответил: «Ты говоришь». Услышав Его ответ, Каиафа и бывшие с ним призвали Пилата засвидетельствовать, что Иисус признался в совершении преступления, в котором Его обвиняли, и требовали вынести Иисусу смертный приговор. Их крики подхватила толпа, и шум поднялся невыносимый. Видя, что Иисус ничего не отвечает своим обвинителям, Пилат смутился. Он сказал Ему: «Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?» Но Иисус и на это ничего не отвечал.
Пилат был изумлен поведением Иисуса. Неужели этот Человек не хочет спасти свою жизнь? Надеясь узнать у Него истину и усмирить волнение толпы, Пилат отозвал Иисуса в сторону и снова спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» Иисус, зная, что Святой Дух действовал на Пилата, предоставил ему возможность откликнуться на голос совести. «От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?» — спросил Он. Другими словами, Он уточнил, что вызвало вопрос Пилата: обвинение священников или желание принять свет от Христа? Но сердце Пилата обуяла гордыня – он не хотел повиноваться голосу совести. «Разве я Иудей? – сказал он. – Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?»
Пилат упустил редкую возможность, но Иисус не оставил его без света. Прямо не отвечая на вопрос Пилата, Он, тем не менее, четко объяснил, для чего пришел в этот мир, и дал понять Пилату, что не домогается земного престола. «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: Ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Пилат спросил Его: «Что есть истина?» Но не стал ожидать ответа. Шум, раздававшийся снаружи, напомнил ему о том, чем он должен заниматься сейчас.
Выйдя к иудеям, Пилат твердо объявил: «Я никакой вины не нахожу в Нем». В ответ правители и священники стали громко укорять Пилата и угрожать ему судом высшего римского правительства. Они сказали: «Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места». Пилат понимал, что, по справедливости, Христа надлежало немедленно освободить. Но его страшило волнение, которое могло начаться, если он откажется предать Иисуса в руки иудеев.
Когда Пилат узнал, что Христос из Галилеи, то решил послать Его к Ироду, правившему в этой провинции, который как раз находился в Иерусалиме. Он надеялся всю ответственность за осуждение Иисуса переложить на Ирода. Ему также представилась хорошая возможность уладить старую ссору между ним и Иродом. И он этого добился. После суда над Спасителем они стали друзьями.
Пилат снова отдал Иисуса охране, и под градом насмешек и оскорблений толпы Его увели в судилище Ирода. «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался». Он никогда до этого не встречался со Спасителем, но «давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо». Ирод задал Христу много вопросов, но Спаситель молчал. Христос пришел в этот мир не для того, чтобы удовлетворять праздное любопытство. Он пришел исцелять разбитые сердца, и Ему нечего было сказать тем, кто попирал истину грязными ногами.
«Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду». Бессердечный правитель, он все же не осмелился вынести приговор Христу. Желая снять с себя роковую ответственность, он отослал Иисуса обратно в римское судилище.
Подготовила И. Беднякова