19 января православные христиане России празднуют Крещение Господне. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. В церквях выстраиваются огромные очереди за «святой» водой: её пьют, ей мажут раны, окропляют каждый уголок своего жилья, считая, что в доме будет порядок и покой. Верующие связывают большие надежды с этим праздником и водой, освящённой на Крещение Господне. Давайте разберёмся, как пришёл к нам этот праздник, и при каких условиях обряд крещения принесёт Божье благословение.
Впервые праздник, связанный с крещением Господа Иисуса Христа, упоминается в конце II века. Причём, этот день — 6 января (19 января по современному календарю) — совмещал в себе воспоминание сразу трёх исторических евангельских событий: прихода к Марии волхвов, рождения (Рождества) Иисуса Христа и Его крещение. И носил этот праздник одно название — Богоявление. Спустя столетия этот праздник разделился, и в разных церквях изменились даты воспоминания тех событий. Как известно, у католиков Рождество отмечается 25 декабря, а в большинстве православных церквей — 7 января. В католицизме Крещение Господне празднуют в первое воскресенье после 6 января. А, например, в Коптской церкви празднуется единый праздник Богоявления 7 января. Причём любой богослов знает, что все эти даты не имеют под собой исторического основания, так как нет достоверных данных о том, в какие именно дни происходили эти события.
О праздновании Крещения Господня и чудесных свойствах полученной в этот день воды нет ни слова в Библии и документах христиан первого и начала второго веков. В церкви первых веков не практиковалось исцеление «крещенской» водой и погружение в прорубь в эти дни. Данные традиции появились в ряде христианских церквей спустя столетия после жизни Иисуса Христа и Его учеников.
Сегодня многие верующие считают, что, совершив какой-либо обряд, в том числе и крещение, человек сразу становится христианином и получает благословение Творца. Однако даже без глубоких размышлений понятно, что в этом случае слишком «дешёвой» получается благодать Создателя: покрестился в пелёнках — и до смерти ты христианин с Божьим покровительством.
Многие такие «верующие» в зрелом возрасте не знают Десяти Заповедей Божьих и имеют смутное представление о том, Кто такой Иисус Христос и почему Он умер на Голгофском кресте. То есть, получается, что можно не знать учение Иисуса Христа, не следовать ему в своей жизни, но пройти обряд крещения, зачастую в детстве, и гордо именоваться христианином. Разве можно именоваться именем Того, наставление Кого ты не знаешь и не соблюдаешь? Ведь религиозная принадлежность — это не фамилия: я Иванов, потому, что я родился Ивановым! Если человек считает себя христианином (православным, католиком или протестантом, независимо от конфессии), то он должен стараться жить так, как учил Иисус Христос.
Также распространено мнение, что если человек участвует в церковных праздниках, то он имеет право на Божье благословение. На Пасху такие люди дарят друг другу крашеные яйца, возглашая «Христос воскрес!», а на праздник Крещения Господня ныряют в прорубь, осеняя себя крестным знамением. Однако многие верующие даже не знают, что обозначают эти обряды и откуда берут свои корни.
Большинство богословов и опытных христиан признают, что соблюдение ряда праздников, введённых церковью спустя столетия после жизни Иисуса Христа и апостолов, не делает человека христианином. Также не делает человека христианином его крещение в младенчестве. Наверное, каждый может привести массу примеров, когда его знакомый или родственник, которого крестили в детстве, во взрослом возрасте не посещал церковь, не стремился узнать Божьи заповеди, и даже в открытую их нарушал. Часто бывает, что из крещёных младенцев вырастают пьяницы, хулиганы, воры, насильники, грабители, убийцы. Также некоторые люди, повзрослев, меняют вероисповедание или становятся атеистами. Многочисленные примеры показывают, что крещение ребёнка, в значительной части случаев не говорит о том, что этот человек впоследствии станет христианином.
Возникает вопрос: «Каким должно быть крещение, угодное Господу?» Внимательно прочитав Библию, мы увидим, что в апостольские времена крещение принимали только взрослые люди. Обряд крещения в Библии сравнивается с заветом — договором между Богом и верующим человеком. И как у любого договора, у крещения тоже есть обязательные условия:
1. Принимать его должен только человек, искренне верующий в Иисуса Христа как своего Спасителя: «Что препятствует мне креститься? … если веруешь от всего сердца, можно» (Деяния 8:36, 37).
2. Обязательное условие для обряда крещения — это покаяние человека. Верующий как бы умирает для своей прошлой жизни — погружается в водную могилу — и восстаёт из неё для новой жизни с Богом: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38).
3. У человека, принимающего обряд крещения, есть и обязательства. Мы даём Творцу обещание стараться соблюдать заповеди, расти духовно, а Он нам дарует в помощь Духа Святого: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1 Петра 3:21).
На основании вышеприведённых текстов можно сделать вывод, что главное в жизни человека, пожелавшего принять обряд крещения, — это стараться жить так, как учил Иисус Христос: в общении с Богом и соблюдении Его Слова. Из истории нам известно, что в церкви первых веков человек мог несколько лет посещать собрания верующих, и при этом долгое время не принимать крещения, не будучи морально готовым заключить завет с Господом. Претендентов на крещение, обучающихся христианской вере, называли оглашёнными. До VI века оглашение повсеместно применялось в церкви, и до сих пор в некоторых христианских церквях взрослых людей, желающих пройти обряд крещения, называют оглашёнными.
Итак, анализируя, библейские тексты и историю церкви, не сложно понять, что в глазах Бога не может быть действенным крещение — завет (договор), фактически не заключённый с человеком. Таким несостоявшимся обрядом крещения является крещение несмышлёного ребёнка; взрослого, не находящегося в здравом рассудке; а также взрослого человека, который совершает этот обряд легкомысленно, необдуманно, спонтанно, не покаявшись и не собираясь менять свою жизнь.
Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
www.apologetica.ru
Газета «Сокрытое Сокровище» № 1 (201) январь 2014 г.