Не произноси ложного свидетельства

Исход 20:16

Ложь и правда стары, как мир. Но не скоро приходит осознание того, что «без правды не житьё, а вытьё», что только правда неподсудна. Самой отвратительной формой лжи является ложь заведомая, которая произносится, чтобы утопить ближнего в грязи или толкнуть его в яму.

Всегда ли участники судопроизводства помнят, что «суд не на осуд, а на рассуд»? Принцип «живи не ложью — будет по-Божьи» ни раньше, ни сегодня популярностью не пользовался. Случаи, когда человек идёт на подкуп свидетелей или нанимает лжесвидетелей, чтобы их показания были ему на руку, не редки: «Вот тебе грош на красную ложь»! Каждый хочет быть прав, но не каждому на руку правда. Бог же запрещает лжесвидетельство в самой категоричной форме.

В Библии есть история, сюжет которой детально обыгрывает девятую заповедь (см. 3 Царств, 21 главу).

Царь Ахав положил глаз на участок земли, который располагался вплотную к его дворцу, но ему не принадлежал. Участок был отведён под виноградник, а царь хотел насадить там овощной сад. Подумав, царь решил поговорить с хозяином виноградника, которого звали Навуфей. «Отдай мне свой виноградник, а вместо него я дам тебе виноградник в другом месте или, если пожелаешь, я заплачу тебе за него серебром», — предложил царь Навуфею. Но последний отказался, потому что это был не просто кусок земли, но наследие, завещанное ему от предков.

Расстроенный царь пошёл домой. От депрессии он даже отказался от еды. Это заметила его жена, коварная женщина по имени Иезавель. Расспросив мужа, она предложила ему решение: сымитировать суд, обвинить Навуфея в богохульстве и непочтении к царю и таким образом свести с ним счёты, после чего завладеть его участком земли. Иезавель действовала по принципу: «Что мне законы, были бы судьи знакомы». От имени царя она написала письма старейшинам города, повелев им найти двух негодяев, которые могли бы на суде свидетельствовать против Навуфея. Всё так и произошло, были найдены два иуды, которые оклеветали невинного человека. Несчастного вывели за город и побили камнями. Казалось, широко открылась дорога к захвату виноградника. Но не тут-то было. Навстречу царю вышел пророк Илия и лаконично заявил: «На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь» (3 Царств 21:19).

Вот как охарактеризовал правовую систему в стране пророк Исаия: «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Исаия 1:23).

Другой пророк, Михей, был не менее категоричен: «Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие всё прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги» (Михея 3:9–11).

Нарушая заповедь за заповедью, израильтяне сами вымостили себе дорогу в плен и рабство. И как бы громко пророки ни призывали бояться Бога, почти никто их всерьёз не воспринимал. Когда уже не осталось ни одной заповеди, которую бы не нарушили израильтяне, последовало неотвратимое наказание: изгнание.

История Израиля — это историческая миниатюра любого народа и любой нации. По Десяти Заповедям вы можете определить исторический вектор любого общества. Если вы хотите знать будущее своего народа, не ходите к гадалкам и не штудируйте Нострадамуса. Вместо этого внимательно посмотрите на каждую заповедь и соотнесите её с повседневностью своего общества.

Последовательное нарушение десяти фундаментальных правил жизни приведёт к краху любое процветающее общество. Верно и обратное: никогда не станет процветающим то общество, в котором попираются десять основополагающих принципов жизни. С другой стороны, Десять Заповедей — прямая дорога к благоденствию, процветанию и социальной гармонии, как целого народа, так и отдельно взятой семьи.

Юрий Друми, «Жизнь одна»

Газета «Сокрытое Сокровище» № 9 (221) сентябрь 2015 г.