В тебе кипит праведный гнев, и ты готов побить виновного камнями. А что, если ты сам не лучше, но не замечаешь этого?
Не побить ли камнями?
Группа фарисеев и книжников пришла к Иисусу, притащив с собой перепуганную женщину, которую они в резких и грубых выражениях обвиняли в нарушении седьмой заповеди («Не прелюбодействуй»). Подтолкнув её к Господу, они сказали, лицемерно выказывая Ему уважение: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Евангелие от Иоанна 8:5).
Хитрый замысел
Это внешнее почтение скрывало их замысел погубить Христа. Раввины ухватились за эту возможность осудить Иисуса, считая, что, какое бы решение Он ни принял, им удастся обвинить Его. Если бы Он сказал, что следует простить женщину, тогда Его можно было бы обвинить в пренебрежении к законам Моисея. Если бы Иисус сказал, что её нужно предать смерти, то Его можно было бы обвинить перед римским судом в присвоении власти, принадлежащей только римлянам.
Читающий в сердце
Несколько мгновений Иисус смотрел на это зрелище: трепещущая от стыда жертва и стоявшие с каменными лицами знатные люди, у которых не было ни капли человеческой жалости. Его чистый непорочный дух возмутился при виде происходившего. Он прекрасно знал, с какой целью всё это делалось. Он читал в сердце каждого, знал характер и историю жизни каждого пришедшего к Нему. Эти так называемые защитники справедливости сами подтолкнули свою жертву к греху, чтобы таким путём уловить Его в свои сети. Не подавая вида, что Он слышал их вопрос, Иисус наклонился и, глядя перед Собой, принялся писать что-то на песке.
Что было написано на песке
Обвинители начали испытывать нетерпение. Видя молчание и безразличие Иисуса, они подошли ближе, пытаясь обратить Его внимание на происходящее. Но когда они посмотрели на землю у ног Христа, выражение их лиц изменилось. Здесь, на земле, были написаны все их тайные грехи. Любопытствующие, заметив внезапно изменившиеся выражения их лиц, начали пробираться вперёд, интересуясь, что же привело раввинов в такое изумление и стыд.
Беспрестанно заявляя о своём уважении к закону, раввины, обвинявшие женщину, в то же время сами нарушали его. Возбудить против неё дело являлось обязанностью мужа, и наказанию подлежали оба согрешивших. Таким образом, действия обвинителей были абсолютно неправомочными. Иисус, тем не менее, снизошёл до их уровня. Закон предписывал: если жертву следует побить камнями, то свидетели преступления обязаны первыми бросить камень. И вот, выпрямившись и устремив Свой взор на обвинителей, Иисус сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Евангелие от Иоанна 8:7). И, наклонившись, Он продолжал писать на земле.
Пристыженные обвинители
Он не устранил Закона, данного через Моисея, и не посягнул на авторитет Рима. Обвинители потерпели поражение. И теперь, когда с них были сорваны одежды показного благочестия, они стояли виновные и осуждённые перед Бесконечной Чистотой. Они трепетали от мысли, что их тайные прегрешения могут стать известны всему народу. И один за другим, с опущенными глазами и поникшей головой, они начали незаметно удаляться прочь, оставляя свою жертву и Спасителя, полного жалости.
«Я не осуждаю тебя»
Иисус поднялся и, взглянув на женщину, спросил: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» Она ответила: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Евангелие от Иоанна 8:10, 11).
Женщина стояла перед Иисусом, съёжившись от страха. Его слова «кто из вас без греха, первый брось на неё камень» прозвучали для неё как смертный приговор. Она не осмеливалась поднять глаз на Спасителя, молча ожидая решения своей участи. С изумлением она заметила, как обвинители, пристыженные и молчаливые, удаляются. И тогда она услышала слова надежды: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Её сердце растаяло, она упала к ногам Иисуса и, рыдая, исполненная любви и признательности, с горькими слезами исповедала свои грехи.
Для неё это было началом новой жизни — жизни чистоты, мира и посвящённого служения Богу. Спасая это падшее существо, Иисус совершил гораздо большее чудо, нежели исцеление самой тяжёлой физической болезни. Он исцелил духовную болезнь, ведущую к вечной смерти. Эта покаявшаяся женщина стала одной из самых преданных учениц Иисуса. Жертвенной любовью и подчинением Его воле она ответила на Его милость.
Сострадающий, а не обвиняющий Бог
Прощая эту женщину и вдохновляя её на новую жизнь, Иисус во всей полноте проявил Свою совершенную праведность. Не оправдывая греха и не умаляя её вины. Он стремился спасти, а не осудить. В миру на долю этой заблуждающейся женщины доставались лишь презрение и насмешки. Но Иисус сказал ей слова утешения и надежды. Он, Безгрешный, сострадает слабости грешника и протягивает ему руку помощи. В то время как лицемерные фарисеи обвиняли её, Иисус повелевает ей идти и не грешить впредь.
Ненавидеть грех, но любить грешника
Тот, кто отворачивается от согрешающих, оставляя их на пути, ведущем к гибели, не может считаться последователем Христа. Те, кто всегда готовы осуждать других и вершить над ними суд, часто оказываются виновнее, нежели сами обвиняемые. Люди ненавидят грешника, но любят грех. Христос ненавидит грех, но любит грешника. И этим духом будут наполнены все Его последователи. Христианская любовь не спешит осуждать, но всегда готова прощать, вдохновлять, направлять на путь святости и утверждать на этом пути.
По книге Эллен Уайт «Желание веков»
Христианская любовь не спешит осуждать, но всегда готова прощать, вдохновлять, направлять на путь святости и утверждать на этом пути.