В 2001 году в Москве отменили ранее намеченную корриду, а в Украине в 2005 г. запрещена весенняя охота. Эти победы природоохранных организаций были достигнуты не без участия христиан. Известно также, у истоков зоозащитного движения стояли английские пуритане. Но иногда любовь к четвероногим доходит до фанатизма, а бывает, что христиане, впадают в другую крайность, заявляя, что верующим не пристало отвлекаться на заботу о животных от служения Богу.

Возникает вопрос: как должны относиться к животным христиане? За ответом обратимся к Библии, где попробуем найти, если не конкретные предписания, то, по крайней мере, основные принципы христианского отношения к животным.

Животные и человек

При сотворении Господь дал власть человеку над животным миром: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28). Однако ошибочно думать, что эта власть ничем не ограничена. Человек сотворен, чтобы «возделывать и хранить» (Бытие 2:15) землю, а право «обладать» и «владычествовать» – не санкция на произвол, а необходимые полномочия для выполнения обязанностей «домоправителя». Человек может использовать животный мир, но не вправе разорять его. Так, закон, данный Моисею, в числе прочего защищал и популяции птиц: «Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми; мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои» (Второзаконие 22:6-7). Иными словами, добывая для пропитания животных, человек не должен мешать воспроизводству их популяции. Возможно, если бы сегодня этот библейский принцип исполнялся, весеннюю охоту давно бы запретили и в России. «Мои все звери в лесу» (Псалом 49:10), – говорит Господь, и ничего в полном смысле «своего» у нас нет, все дано Богом.

Милость Божья для всякого творения

Незаслуженные Божьи дары Библия называет «благодатью» и «милостью». «Милости Господней полна земля» (Псалом 32:5), и по милости Творец непрестанно заботится о творении. Как человек, так и животные имеют одного Подателя жизни, а значит, все живые существа достойны жить независимо от человеческого желания. И в пищу «на пользу человека» Бог дал не мясо, а «зелень» (Псалом 103:14), подобно тому, как это было в Едеме: «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам [сие] будет в пищу» (Быт.1:29). А в вечности союз Бога со Своим народом станет также и союзом людей «с полевыми зверями и с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле» (Осия 2: 18).

Милость Создателя к творению проявилась и в том, что Его Закон защищает права не только людей, но и животных. Так Божья заповедь гласит: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмый день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой» (Исход 23:12). Также каждый седьмой год земля должна была оставаться под паром, «чтобы … питались звери полевые» (Исход 23:11). Итак, животные также дороги Создателю, а грех против природы не менее отвратителен в Его очах, чем грех против людей или Бога.

И, наконец, вершина благодати – искупительная жертва Христа – снимает проклятие не с одних людей, а со всего творения. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, … в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению» (Римлянам 8:19-21).

Любить, чтобы заколоть?

Однако закон, данный Моисею, предписывал жертвоприношение скота, и вся религиозная жизнь духовных предшественников христиан – евреев была пропитана кровью жертв. Например, на Пасху (праздник освобождения от рабства и смерти) за четыре дня до жертвоприношения отделяли ягненка от стада и содержали в семье, чтобы потом заколоть и съесть того, с кем играли дети (Исход 12:3-10). За что должен был страдать невинный агнец? Жертвоприношение символизировало избавление от наказания за грех, и если иудей любил Бога, жалость к погибающему питомцу соединялась в его сердце со скорбью от сознания своих грехов, за которое умирало безвинное существо. Так через печальные уроки кровавых жертв, евреи учились ненавидеть беззаконие, осознавая на наглядном примере, что «возмездие за грех – смерть» (Римлянам 6:23) и «без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). Жалость к животным способствовала и тому, что жертвы готовили Израиль к встрече со Спасителем человечества – Мессией. «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоанна 1:29), – воскликнул Иоанн Креститель, узнав ожидаемого Искупителя в Иисусе из Назарета.

Приоритеты

В Библии любовь к Богу, любовь к ближнему и любовь к животным взаимосвязаны. Известным словам Христа о любви к врагам (Матфея 5:43-48) предшествовала ветхозаветная заповедь, предписывающая евреям заботиться о животных, принадлежащих недругам: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, — приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним» (Исход 23:4-5). Врагов может примирить забота о животных, которые не должны страдать от конфликтов людей.

Недопустимо и «организованное» издевательство над животными для забавы. Жестокость к животным ради азарта, уничтожение уникальных экосистем ради сиюминутной прибыли несовместимы с духом христианского милосердия, ибо грех против творения есть грех против Творца.

Однако важно помнить, что Библия учит любить Божьи творения, но не поклоняться им. Любовь к животным не должна доходить до абсурда, что иногда случается у тех, для кого животные важнее людей. Если некто выгуливает собаку в детскую песочницу или ради животных бросает семью, значит его «любовь» не имеет ничего общего с той любовью, которой учит Писание. Как любовь Бога к человеку и любовь родителей к детям не исключают наказания (Евреям 12:6-11), так и забота о домашних питомцах подразумевает не потакание их инстинктам, а воспитание в них умения жить с человеком и подчиняться ему.

Все дышащее принадлежит Богу, а человек поставлен заботиться о сотворенном мире. Животные (особенно домашние) даны нам также и для того, чтобы, полюбив их, ухаживая за ними, мы глубже познали характер Бога и, пусть ненамного, но приблизились бы к пониманию Его любви к нам. Не случайно, говоря о Своем отношении к людям, Иисус использовал символ доброго пастуха, трепетно заботящегося о стаде: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоанна 10:11).

Приручение свободолюбивой кошки требует одного, а воспитание преданной собаки другого, и владельцу четвероного друга приходится, как бы оказавшись на месте Бога, решать некоторые из тех проблем, какие Творец решает в отношении него самого. Так, используя животных, Господь воспитывает человека на практике, делая его добрее к окружающим. И если человек любит Бога, его любовь проявится и в обращении с животными. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притчи 12:10).

С. Хрибар

Газета «Сокрытое Сокровище» № 10 (126) октябрь 2007 г.