В последние годы многие европейские страны сотрясают проблемы, связанные с огромной волной эмиграции в Европу. Несколько десятилетий назад в знак доброй воли передовые державы европейского континента открыли свои границы для граждан своих бывших колоний. Сегодня эти переселенцы составляют значительную часть населения этих европейских стран.
Переселенцы нередко живут общинами, имеют свои национальные и религиозные устои. Но очень часто, не имея возможности получить хорошее образование и достойную работу, чувствуя, что коренное население страны всё равно к ним относится как к людям «второго сорта», бывшие эмигранты совершают преступления и массовые беспорядки. А если учесть, что большинство их исповедует ислам, многие политики и учёные начинают бить тревогу по поводу того, что происходит новое столкновение христианской и мусульманской цивилизаций. И в этом противостоянии выигрывает ислам.
Во многих европейских странах сегодня часто можно наблюдать картину, когда закрываются христианские храмы из-за отсутствия прихожан и открываются (и очень часто в этих же зданиях) мечети. Многие правительства европейских стран вопреки протестам большинства своих граждан отказываются от традиционных христианских ценностей, в частности, поддерживая однополые браки. Мусульмане же противопоставляют этому свою твёрдую позицию, основанную на их традициях и законах. Их семьи более крепкие, рождаемость в них высокая. Кстати, похожая картина наблюдалась во 2-й половине первого тысячелетия н. э., когда набирающий силу ислам ставил в вину христианам на Востоке, что те, отойдя от простоты учения Христа, наводнили свои храмы изображениями. Это и было одной из причин иконоборческого движения.
Проблема отношения к представителям другой национальности остро стоит и в России. В Москву, Санкт-Петербург и в другие города в поисках работы или лучшей жизни приезжает много людей из других регионов Российской Федерации, а также из стран ближнего зарубежья. Очень часто они слабо знакомы с историей и культурой России, плохо изъясняются на русском языке. Нередко они совершают преступления. Появилось такое понятие, как «этническая преступность». Коренное население опасается за безопасность свою и своих родных. Недавно мы были свидетелями того, как в одном из районов столицы России были устроены беспорядки. Местные жители устали жить в постоянном напряжении, чиновники и правоохранительные органы по каким-то причинам не вмешивались в сложившуюся ситуацию. Всё это вылилось в волну народного негодования. Но, как часто бывает в таких случаях, страдают невинные люди, а беспорядки организуют экстремистские элементы, которые решают свои задачи, и им на самом деле нет никакого дела до проблем местных жителей. В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: как относиться к приезжим представителям другой национальности?
Прежде всего, необходимо осознать, что не существует плохих или хороших рас и национальностей. Перед Творцом все равны. Каждый независимо от его национальной принадлежности имеет право на спасение, на прощение грехов, на Божью благодать. В Священном Писании сказано: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деяния 10:34, 35). В каждом народе и в каждой национальности есть люди хорошие и плохие, есть верующие и атеисты, есть законопослушные граждане и есть преступники. И поэтому нельзя утверждать, что представители только какой-то конкретной национальности создают криминогенную обстановку. Понимая всю сложность нашего вопроса, было бы правильнее рассуждать об ответственности приезжих из других мест и об ответственности коренного населения.
Ответственность приезжих
Как уже было отмечено, очень часто в вину мигрантам ставится незнание, а зачастую и не уважение к местным законам и традициям. В Божьем Законе мы можем увидеть очень интересные принципы. 4 заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Среди тех, кто должен был покоиться в субботний день, упоминаются и пришельцы, т.е. представители других национальностей, которые по тем или иным причинам оказались среди израильского народа. У себя на родине они вряд ли соблюдали субботу (как правило, язычники соблюдали воскресенье как день, посвящённый солнцу). Но, оказавшись среди евреев, они должны были уважать законы местного населения и покоиться в субботний день.
Также в Библии описан период, когда сам израильский народ оказался в чужой стране, в Вавилонском рабстве. И здесь Господь дал евреям повеление делать всё от них зависящее, чтобы положительно влиять на ту страну, где они оказались и вынуждены жить: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите [в них], и разводите сады и ешьте плоды их… и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иеремии 29:4-7).
Таким образом, согласно Слову Божьему, мигранты имеют ответственность перед жителями той территории, в которую они переселяются, и призваны уважать её законы и традиции и заботиться о её благосостоянии.
Ответственность коренного населения
В Священном Писании мы можем прочитать, что Бог вменил Cвоему народу обязанность заботиться о пришельцах: «Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его: пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19:33, 34). В отношении пришельцев нужно было совершать справедливый суд, заботиться о них материально, если они находились в нужде. Пришелец имел право участвовать в религиозных праздниках и приносить жертвы. Поэтому коренному населению будет правильнее не сторониться и чуждаться приезжих, а по мере возможности помочь адаптироваться к новой жизни.
Важно отметить, что Иисус Христос разбивал национальные предубеждения. Одним из самых известных Его изречений является притча о милосердном самарянине: «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же…, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: “позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе”» (Луки 10:30-35). Для иудея самым обидным, пожалуй, было то, что помощь израненному оказал не единоплеменник, а ненавистный самарянин, «ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Иоанна 4:9). Иисус же учил, что настоящий верующий будет любить ближнего как самого себя, независимо от того, к какой национальности принадлежит этот ближний.
Евгений Анисимов
Газета «Сокрытое Сокровище» № 3 (203) март 2014 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.