Последняя заповедь в Законе

1609

Сегодня в нашей рубрике речь пойдет о десятой заповеди Закона Божьего, текст которого читатель может видеть на этой странице. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Эта заповедь говорит нам о том, что в глазах Господа является грехом не только воровство, прелюбодеяние, убийство, клевета – дела, причиной которых является зависть. Само желание чужого Бог называет грехом.

Иисус во время Своего земного служения предупреждал остерегаться зависти: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от обилия его имения» (Луки 12:15). Слово «любостяжание» означает «желание иметь больше». Сын Божий дает нам понять, что временные богатства являются преходящими, и мы не должны искать их и стремиться завладеть ими в ущерб вечной жизни. Любостяжание всегда приводит человека к продаже своей души, то есть обмена вечных ценностей на «тленное золото».

Нечто подобное произошло и с молодым вельможей, который пришел ко Христу с вопросом о вечной жизни. Спаситель рекомендовал ему соблюдать заповеди. Молодой человек ответил, что он с самого детства был научен соблюдать все принципы Божьего Закона. «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Матфея 19:21, 22).

Интересная деталь: когда Иисус перечисляет заповеди, Он как будто пропускает десятое постановление Закона. «Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 19:18, 19). Вместо заповеди «не желай» Он произносит один из общих принципов, на которых основан Божий Закон: «люби ближнего твоего, как самого себя». Эти слова отражают дух, с которым должны исполняться все перечисленные заповеди. Для Иисуса это было важно. Потому что можно не красть, не убивать, хранить верность в браке, не лгать и почитать родителей, но только потому, что это считается правильным. И именно десятая заповедь накладывает такой запрет, который невозможно исполнить без любви.

Мог ли юноша сказать, что он исполняет заповедь «не желай»? Мысли человека нельзя увидеть. Но испытание, которое, Иисус предложил богатому юноше, выявило, что у него на сердце. Желание иметь богатство оказалось сильнее желания следовать за Христом, и все его исполнение заповедей оказалось бесполезным для спасения.
У десятой заповеди особое положение в Законе Божьем. Она последняя в Десятисловии, но без ее исполнения невозможно исполнение ни одной другой заповеди, и именно с ее нарушения начинается нарушение других заповедей. Желание — начало всякого греха, ибо «похоть же, зачав, рождает грех» (Иакова 1:15).
Истинное послушание заповедям Божиим, это не внешнее повиновение букве закона, а дело разума, сердца и духа. Также и грех — это не только внешнее нарушение буквы закона, но и глубоко укоренившееся состояние разума, наклонностей, привычек и характера, которые рождают греховные поступки. Эта трагедия не может решиться на уровне этики.

Именно десятая заповедь делает исполнение Божьего Закона невозможным для нас без внутреннего преобразования, которое может совершить в нас только Бог. Именно поэтому христианство невозможно без Христа, и поэтому христианство нельзя свести лишь к морали и нравственности. Ведь Христос – это не только великий Учитель нравственности, Христос – Спаситель и единственная надежда погибающего человечества.

Ежедневно созерцая Его, размышляя о прекрасных чертах Его характера, общаясь с Ним, укрепляя в себе Его Дух, Который будет все больше контролировать наши поступки и освящать нашу греховную сущность, мы станем ощущать, как с каждым днем почти незаметно в нас начнет отображаться Христос. Рядом с Ним нет греховных чувств. Он дает человеку чувство уверенности и принятия другими, чувство любви и полноты. Когда же человек принимает себя таким, какой он есть, он способен и к другим проявить сострадание, потому что чувства Господа – это его чувства.
Когда человек будет помнить и знать, что он – самое лучшее творение Господа, и когда это будет не просто его знанием, а его постоянным опытом общения с Богом, он будет счастлив с Ним и будет радоваться счастью и успехам других.

Подготовила И. Суманова