Слово… Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, найди эти звуковые волны.
Слово… Почти нематериальное понятие. Может быть, и говорить-то не о чем? Но апостол Павел предупреждает: «Злоречивые… Царства Божьего не наследуют» (1 Коринфянам 6:10).
Слово – это дар Божий, то, что уподобляет человека Создателю. Одним творческим словом Господь создал наш прекрасный мир – Вселенную, космос. Космос – по-гречески «красота». Слово Творца вызвало к жизни Красоту. И словом же мы пытаемся оскорбить эту красоту, осквернить ее. Библия предостерегает от этого греха. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Ефесянам 4:29) – учит апостол. «А блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас» (Ефесянам 5:3) – настаивает он. Но именуются. Скверные слова сегодня стали нормой в языке народа.
Сквернословие употребляется в семьях, и не только в общении между взрослыми, – зачастую даже детские уста оскверняются скверными словами.
Причиной для сквернословия уже не служат раздражение и гнев, но скверные, скверные слова стали частью обыденной речи. И особенно печально то, что сквернословие по своей обыденности и распространенности многими не считается за грех. Между тем, матерная ругань – явное проявление сил зла в человеке. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием – от слова «скверна».
Мистические корни сквернословия
Не все понимают, какая беда для общества и для каждого из нас кроется в скверной брани. Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего злого языка. Подобное можно наблюдать в начале драки, когда противники, делая свирепую гримасу, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности совершить тот или иной поступок. То есть придают себе больше скверности, чем есть на самом деле. Для страха или от страха. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним.
Таким образом, так называемый мат является языком общения с демоническими силами. Не случайно в философии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальный – значит адский, из преисподней. Единственная цель демонов – погубить человека, завладеть его душой. Завладеть же демон может только человеком-грешником. И, если человек сам свидетельствует о своей скверности, он вершит себе приговор и отдает себя в руки дьявола. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфея 12:37), – предупреждает Спаситель.
В медицинской практике известно такое явление: при параличе, при полной парализации речи, когда человек не может выговорить ни «да», ни «нет», он может, тем не менее, совершенно свободно произносить целые выражения, состоящие из непечатной брани.
Явление странное, но не одиночное, и говорит оно о многом. Получается, что так называемый мат проходит по совершенно иным нервным цепочкам, чем остальная речь. Не бес ли, используя греховный навык человека, оказывает ему такое «благодеяние», демонстрируя свою власть над частично омертвелым телом?
Русский язык – дар Божий
Именно нашей стране, нашему народу Творец Вселенной дал язык редкой красоты, богатства и выразительности. И от этого языка отказываются матерщинники, вместо Богом данного богатства употребляя жалкий набор гнусных, не Богом данных слов, но подсказанных извечным врагом рода человеческого. Такие люди сознательно калечат в себе образ Божий – и это начало богоотступничества. Сегодня продаются даже словари матерной ругани. Дьявольские силы делают все, чтобы люди учились сами себя осквернять.
Словом Бог сотворил все. Слово – оружие и человеческого творчества. Слово должно нести благодать – благие дары, добро, служить назиданием в вере, то есть приближать к Богу, а не удалять от Него. Сквернословием же сеется тьма.
Прикрытая форма сквернословия
В последние годы появилась некая форма сквернословия, когда грубые слова заменяются другими, но во фразе ставятся на привычные для брани места. Иногда даже спрашивают, возможна ли такая замена? В таких случаях вспоминается вопрос Любочки из «Пошехонской старины» Салтыкова-Щедрина: «Маменька, под какое декольте шею мыть? Под большое или под малое?»
Шею нужно мыть, чтобы она была чистой, а от сквернословия нужно отказываться совсем и окончательно. Мы не можем отнести слова-заменители к обычным словам-паразитам, засоряющим речь. Разве что приравняв их к энцефалитным клещам. Ведь сущность сказанного проглядывает и сквозь завесу. Так, никого не оставляет в сомнении звуковая пищалка, прикрывающая теле- и радиоматерщину.
Да, грех сквернословия, на первый взгляд, не так тяжек, как, например, убийство, блуд или грабеж. Вроде бы, что-то незначительное. Но вдумаемся, каковы результаты: человек умирает без покаяния, не получает возможности очистить душу перед Богом. Ведь смертным может быть всякий совершенный и при этом нераскаянный грех. Сквернословие – начало к еще большему злу. Покаемся же искренно в этом гнусном грехе, чтобы не повторять срамную речь никогда.
О. Рыжова
Газета “Сокрытое Сокровище” № 4 (144) апрель 2009 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.