Славе предшествует смирение

70

Чем измеряется истинное величие человека?

«Я тебе про Фому, а ты мне про Ерёму»

Когда Иисус предупреждал учеников об ожидающих Его страданиях, они как будто не слышали Его. Их мысли были заняты другим. Иисус, зная об этом, спросил: «О чём вы рассуждали между собою по дороге?» Ученикам стало стыдно: самоосуждение заставило их молчать.

Когда Иисус рассказал ученикам о предстоящей смерти и воскресении, Он пытался вовлечь их в беседу о величайшем испытании их веры. Готовы ли они принять то, что Он хотел объяснить им? Если бы они были готовы, то могли бы избегнуть горьких разочарований и мучений. Его слова стали бы утешением для них в час скорби и лишений. Но, несмотря на то, что Он говорил так ясно о том, что ожидало Его, упоминание о том, что Он вскоре направляется в Иерусалим, вновь воскресило надежды учеников на земное царство, и это вызвало спор о том, кто же займёт в нём более высокое положение. Один из учеников осмелился спросить Иисуса: «Кто больше в Царстве Небесном?» (Евангелие от Матфея 18:1).

Опасное желание возвысить себя

Спаситель, собрав вокруг Себя учеников, сказал им: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Евангелие от Марка 9:35). Борьба за более высокое положение была проявлением того же самого духа, который стал причиной великой борьбы на небесах. Люцифер, «сын зари», превосходивший по славе всех ангелов, сказал: «Буду подобен Всевышнему» (Библия, книга пророка Исаии 14: 12, 14). Желание возвысить себя внесло раздор в небесное воинство и вовлекло в борьбу многих из слуг Божьих.

Если бы Люцифер действительно хотел быть подобным Всевышнему, он никогда не оставил бы предназначенное ему на небесах место, потому что дух Всевышнего проявляется в самоотверженном служении. Люцифер жаждал власти Бога, но не хотел иметь Его характер. Он стремился занять самое высокое положение, и каждое существо, движимое его духом, будет поступать так же. Вследствие этого неизбежны раздор, несогласие и отчуждение. Власть захватывают самые сильные. Царство сатаны — это царство насилия. Каждый человек считает другого помехой на пути к возвышению или же ступенькой, став на которую, он может забраться на более высокое место.

Самовозвышение одного и самоуничижение другого

В то время как Люцифер счёл возможным поставить себя наравне с Богом, Христос, Превознесённый, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Библия, Послание филиппийцам 2:7, 8). И вот крест уже так близок, а Его ученики исполнены своекорыстия — принципа, господствующего в царстве сатаны. Они были не в состоянии сопереживать своему Господу или хотя бы понять Его, когда Он говорил о Своём унижении.

Законы Царства Божьего

Очень осторожно, решительно и настойчиво Иисус старался исправить это зло. Он показал, какой закон управляет Царством Небесным и в чём состоит подлинное величие с точки зрения вышних сил. Движимые гордостью и стремлением отличиться думают о самих себе и о наградах, которые они должны получить, а не о том, как применить таланты, полученные от Бога. Им не будет места в Царстве Небесном, потому что они встали на сторону сатаны.

Славе предшествует смирение. Занять высокое место перед людьми небо избирает того, кто добровольно смиряется перед Богом. Небесные существа могут сотрудничать с тем, кто старается не себя возвысить, а спасать людей. Водимые Святым Духом, эти люди преуспевают там, где терпят поражение многие образованные и мудрые мира сего.

Но когда люди возвышают сами себя, преувеличивая свой вклад в успешное осуществление великого Божьего плана, Господь устраивает так, что они оказываются не у дел. И всем становится ясно, что Господь не зависит от них. Великая работа не останавливается, когда они перестают в ней участвовать, наоборот, она продолжает развиваться с ещё большей силой. Как говорят, свято место пусто не бывает.

Дитя поставлено в пример

Одних только наставлений относительно природы царства Христа было явно недостаточно для Его учеников. Они нуждались в таком изменении сердца, которое привело бы их в гармонию с принципами Божьего царства. Подозвав к Себе дитя, Иисус поставил его посреди учеников и, нежно обнимая, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 18:3). Простота, самозабвенность и доверчивая любовь малого ребёнка — вот качества, которые ценятся небом, вот признаки подлинного величия.

И вновь Иисус объяснил Своим ученикам, что Его царство не имеет ничего общего с земным величием и пышностью. У ног Иисуса все эти отличия забываются. Бедные и богатые, невежественные и образованные встречаются там, не помышляя о своём сословии или мирском превосходстве. Туда приходят все искупленные кровью души, все одинаково зависимые от Того, Кто искупил их для Бога.

Какие люди радуют сердце Господа

Искренняя, кающаяся душа драгоценна в очах Божьих. Он ставит Свою печать на людях, руководствуясь не их положением, не их богатством и умственным развитием, но единственно тем, что они — одно со Христом. Господь славы радуется, видя кротких и смиренных сердцем. «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих… вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред словом Моим» (Библия, книга пророка Исаии 66: 1, 2).

Царство Божье и земная власть

Принципы Божьего Царства коренным образом отличаются от принципов земной власти. У Бога в почёте не тот, кто требует внимания к себе, но тот, кто самозабвенно умеет послужить другому. Бог говорит: «Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (Библия, 1 книга Царств 16:7).

«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (Библия, 1 послание Петра 4:10). В Царстве Божьем думают не о собственном процветании, но о том, как сделать другого человека счастливым. Это Царство для нищих духом, то есть для осознающих свою глубокую нужду в Боге, а не для самоуверенных. Это Царство для алчущих и жаждущих правды. Это Царство для милостивых, для тех, кто прощает даже то, что, казалось бы, простить нельзя. Это царство для миротворцев, для тех, кто принимает решение лучше быть обиженным, чем обижать взаимно. Это Царство для тех, кого будут гнать за имя Христово, за то, что они не такие, как прочие…

Уроки, усвоенные со временем

Как вам такое Царство? Ученикам больше по душе было царство земное, и это огорчало Спасителя. Но Он кротко и неустанно трудился для Своих учеников, оставляя им добрый пример. Пройдёт время, и они усвоят урок. Пётр, один из апостолов, напишет позднее в своём послании: «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время» (Библия, 1 послание Петра 5:5, 6).

Смиренным Господь готовит Царство, и нам невозможно даже представить, насколько прекрасным оно будет. Наступит день, когда Господь скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Евангелие от Матфея 25:34). И те, которые не от мира сего, войдут в прекрасный край, ожидающий их. Этому Царству не будет конца.

Подготовила Елизавета Черникова
по книге Эллен Уайт «Желание веков»

Газета «Сокрытое Сокровище» февраль 2024 г.