Триединство Бога

5705

Природа нашего небесного Бога всегда будет оставаться для нас тайной. Человеческому разуму в силу его ограниченности не охватить всего, что связано с Богом. И всё же, будучи ограниченными, мы можем прикоснуться к этой тайне. И прикоснувшись, через это небольшое исследование, мы извлечем драгоценные уроки и увидим, как вечный Бог любит нас и ведет к спасению.

Вот слова, с которых начинается первая глава Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:1-2). Слово «Бог» в этом тексте звучит на еврейском языке как «Элохим». Это существительное множественного числа.

В Библии есть и другие примеры того, как Бог говорит о Себе во множественном числе (и это не есть степень величия).

  • «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26).
  • «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Бытие 3:22).
  • «И сказал Господь: … сойдем же и смешаем там язык их» (Бытие 11:6-7).

Таким образом, Господь открывает нам, что Бог хоть и Один, но Он в то же время не одна личность! Это трудно понять человеческой логикой. Но кто сказал, что логика человека – надежный путеводитель? Поэтому за разъяснением лучше обратиться к Священному Писанию.

Бог – Сын

1) У Бога есть Сын. Многие знают историю рождения Иисуса Христа на Земле. Но это было лишь воплощением Сына Божьего, Который существовал вечно. В Библии о Христе сказано: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Колосянам 1:15-16). Когда мы читаем этот стих, мы видим, что Иисус Христос – это образ Бога невидимого. Если о человеке сказано, что он был только лишь сотворен по образу Божьему, тогда как о Иисусе сказано, что Он есть Сам образ Бога. При чтении словосочетания «рожденный прежде всякой твари» можно подумать, будто Иисус Христос когда-то был рожден Богом Отцом или сотворен Им как первое творение. Но оригинальные рукописи Нового Завета и ранние, и поздние свидетельствуют, что такое толкование будет ошибочным.

«Рожденный прежде всякой твари» буквально переводится как «первенец всякого творения» или «первопричина всякого творения». Слово «первенец» имеет в данном случае оттенок не факта рождения, а факта положения и превосходства. То есть Христос имеет особое уникальное положение пред сотворенными существами во Вселенной. Он не был рожден, но Сам является Творцом, о Котором говорит первая глава книги Бытие. Иисус Христос – Творец всего на земле и небесах: «Всё Им и для Него создано».

2) Эту же мысль подтверждают первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Иоанна 1:1-3, 14). Иисус Христос – это воплощенное Слово Бога. Обратите внимание, о Христе сказано, что Он был у Бога (или с Богом) и Он же (Слово) был самим Богом. Об этом ясно свидетельствует Священное Писание.

3) Не нуждаются в комментариях относительно Божественности Иисуса Христа и следующие Библейские тексты: «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Римлянам 9:5) «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тимофею 3:16); «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Иоанна 8:25).

4) В книге пророка Исаии записаны слова, в которых Господь Бог говорит о Себе как о единственном Боге: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?» (Исаия 44:6,7). Задавая вопрос «Кто как Я?», Он как бы подчеркивает, что другого подобного Ему не существует. И эти же слова повторяет Иисус Христос в книге Откровение: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откровение 22:12,13). Следовательно, Иисус Христос является в равной мере Личностью Божества, как и Его Отец. Если бы это не было так, тогда все слова Иисуса Христа можно было бы расценить как богохульство.

5) Иисус Христос назван в Писании Единородным Сыном Бога (Иоанна 3:16). Что это означает? Единородный – по-гречески «моногенез» – указывает не на рождение, а на естество, природу, сущность и уникальность. «Монос» в переводе – один, «генез» – гены, род. Таким образом, у Иисуса Христа с Богом Отцом одни и те же «гены», один род, одна и та же сущность. О чем это свидетельствует? Об уникальности Иисуса Христа. Поясним это на примере человеческой семьи. Если взять мужчину, женщину и ребенка и спросить, кто из них является человеком, то всякий ответит, что человеком является каждый из них: и мужчина, и женщина, и ребенок. Все они равны друг другу по своей природе, так как все они люди. Но не у всех одинаковое положение, статус. Ребенок подчиняется взрослым, а из взрослых – жена повинуется мужу. Но это не должно вводить нас в заблуждение. Дело в том, что занимаемый человеком ранг не ставит его на ступень выше или ниже другого по сущности. Ребенок, несмотря на то, что он повинуется родителям, всё же был и остается человеком, таким же, как и его мать или отец. Так и с Иисусом Христом. Несмотря на то, что Иисус Христос назван Сыном Божьим, Он по своей природе Бог равный Отцу. Поэтому Иоанн и говорит о Нем: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоанна 5:20). Когда же Иисус Христос принял человеческое естество, то этим воплощением Он значительно унизил Себя. Именно это имел ввиду Иисус Христос, когда сказал ученикам: «Мой Отец более Меня» (Иоанна 14:28). Это говорил Он о Своем положении, в котором оказался на земле. Но по своей природе Иисус Христос всегда был и оставался равным Отцу, иначе Иоанн никогда бы не назвал Иисуса Христа Единородным Богу Сыном.

6) «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Филиппийцам 2:6,7). Почему Иисус Христос не почитал за хищение быть равным Богу? Вывод очевиден: Иисус Христос не стремился превознести Себя до равенства Бога Отца, просто потому, что Он был равен Богу Отцу. Термин «образ» – греческое «морфе» – обозначает такое внешнее проявление, которое соответствует сущности (то есть абсолютное подобие). Мы видим, что Иисус Христос – само абсолютное подобие Бога. После уничижения в Себе подобия Божьего, Он «сделался подобным человекам». Итак, Иисус Христос, будучи полностью Богом, стал полностью человеком.

Бог – Святой Дух

Некоторые думают, что Дух Святой – это просто Дух Бога, проявляющийся как через Него Самого, так и через Его Сына. Но, обозревая все, что открыто в Библии о Святом Духе, весьма очевидно, что Святой Дух является Личностью. Любая личность характеризуется тем, что обладает чувствами, разумом и волей, позволяющими принимать самостоятельные решения.

Священное Писание подтверждает, что Дух Святой может:

1. Говорить и руководить: «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деяния 8:29).

2. Запрещать: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деяния 16:6,7).

3. Учить: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна 14:26).

4. Утешать: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоанна 14:16,17).

5. Пророчествовать: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1:21).

6. Давать дары: «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом» (1 Коринфянам 12:7-9).

Дух Святой имеет:

  1. Волю: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Коринфянам 12:11).
  2. Интеллект: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией» (Римлянам 8:27).
  3. Любовь: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Римлянам 15:30).
  4. Чувства: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефесянам 4:30).

Иисус Христос, давая поручение своим ученикам перед вознесением, сказал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19). Таким образом, Он подтвердил Божественность Святого Духа и Его равенство двум другим Личностям Божества – Отцу и Сыну.

Поистине природа Божества уникальна. Под словом «Бог» следует понимать Трех Личностей, составляющих небесное правление и действующих в такой совершенной гармонии, единстве и любви, что Они составляют из себя одно целое.

Евгений Седов

Газета «Сокрытое Сокровище» № 6 (110) июнь 2006 г.