В 2014 году исполнилось 1100 лет, как великий князь Василий Иоаннович, сын Ивана III Великого и Софии Палеолог, впервые в истории Руси назван царём (цесарем), согласно договору с императором Священной Римской империи Максимилианом I. Существует немало исторических свидетельств о том, каким царём был Василий Иоаннович. Мы же попытаемся извлечь уроки из семейной жизни царя и понять, как выбор в личной жизни отразился на дальнейшей судьбе России.
Великий князь Василий Иоаннович — один из трёх последних московских государей из династии Рюриковичей. Годы его правления 1505 – 1533.
Князю Василию было 25 лет, когда он надумал жениться, точнее, отец решил женить сына на датской принцессе. С этой целью в Москве находился датский посол, однако планам отца не суждено было сбыться. Датская принцесса вышла замуж за немца. Предчувствуя свою близкую кончину и желая устроить хоть какой-то брак сына, не имея времени искать невесту в отдалённых странах, отец решился женить его на подданной. Сам Василий хотел жениться на дочери боярина Юрия Малого, однако отец решил иначе. Выбор государя пал на Соломонию, дочь весьма незнатного дворянина Юрия Константиновича Сабурова. Соломония была выбрана потому, что Иоанн хотел вступить в свойства скорее с простым дворянином, нежели с князем или боярином — чтобы не возвышать уже и без того возвышенный род. Это был хитрый политический манёвр.
Мало что известно о дальнейшей жизни Василия Иоанновича и Соломонии. Известно, однако, что брак этот не был счастливым в том плане, что после 20 лет совместной жизни у них не было детей и не было, казалось, самой надежды иметь детей.
Придворные угодники не замедлили прийти к Василию Иоанновичу со своими советами. «Государь, — сказали они, — неплодную смоковницу отсекают, и на её месте садят другую в вертограде». Митрополит Даниил нашёл решение Василия не только законным, но ещё и похвальным.
Однако нашлись как духовные, так и миряне, которые смело высказали государю, что он поступает против совести и церкви. В числе их был и знаменитый Вассиан Патрикеев, сын князя литовского Ивана Юрьевича Патрикеева, постриженного в монахи в 1499 г. за поддержку опального наследника престола, царевича Дмитрия. На защиту Соломонии стал также престарелый князь Семион Курбский, которого немедленно удалили от двора. Немало волнений было и в народе, который прежде не наблюдал ничего подобного в великокняжеской семье. Чтобы обмануть закон, совесть и народ, Василий Иоаннович предложил Соломонии добровольно отказаться от мира и пойти в монастырь. Она, однако, не захотела. Тогда употребили насилие, вывели её из дворца, постригли в Рождественском девичьем монастыре, привезли в Суздаль и там заточили. Несчастная противилась совершению беззаконного обряда, великокняжеский сановник Иван Шигона угрожал ей не только словами, но и побоями, действуя именем государя, она залилась слезами, надевая рясу инокини, и торжественно сказала: «Бог видит и отомстит моему гонителю в скором времени».
Вскоре поползли слухи, что Соломония (к ужасу великого князя) оказалась на ту пору беременной от него и спустя несколько месяцев родила сына Георгия. Ходили также слухи, что она тайно воспитывала его и не хотела никому показывать, говоря: «Время придёт, и он явится в славе и могуществе». Многие считали то за истину, другие за сказку, вымышленную друзьями несчастной доброй княгини.
Разрешив узы своего брака, Василий Иоаннович по церковному уставу не мог вторично жениться. Тот, чья жена постригается в монастырь с согласия мужа, тот и сам должен отказаться от брака. Однако митрополит дал благословение на брак. Через два месяца Василий женился на княжне Елене, дочери Василия Глинского. На этот раз Василий Иоаннович сделал свой выбор самостоятельно. По всей видимости, он был без ума от своей новой супруги. Свадьбу праздновали три дня. Двор блистал необыкновенной пышностью. Стареющий князь Василий желал во что бы то ни стало нравиться своей новой супруге. Он даже обрил себе бороду, что было совершенно не в традициях русских людей того времени.
Однако через некоторое время новый брак перестал казаться Василию таким уж радостным. Прошёл год, второй, третий, четвёртый, а у супругов так и не было детей. Повторялась, казалось, история с первым браком.
Однако, в конечном счёте, Василий Иоаннович добился своей цели. Династия продолжилась. Но действительно ли цель оправдывала средства? Династия продолжилась страшным для Руси человеком — Иваном Грозным, залившим Русь до краёв кровью.
Как сказано в Библии, «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Осии 8:7). Так и случилось. В ночь на 25 августа 1530 г. в Москве действительно разразились страшная буря и землетрясение. В ту же ночь в семье великого князя Василия Иоанновича и родился сын Иван.
Священное Писание также говорит: «Сеющий неправду пожнёт беду, и трости гнева его не станет» (Притчи 22:8).
Своею тростью гнева сын царя Василия, Иван Грозный, убьёт своего первенца, наследника престола. И не станет более ни трости гнева, ни трости власти в руках династии Рюриковичей и Палеологов. Да и сама династия спустя несколько лет навсегда исчезнет с лица земли русской.
Олег Жиганков,
доктор исторических наук
Газета «Сокрытое Сокровище» № 11 (211) ноябрь 2014 г.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.