Закон человеческой природы

1335

Слово “джентльмен” первоначально означало нечто вполне определенное – человека, имевшего свой герб и земельную собственность. Когда вы называли кого-нибудь джентльменом, вы не говорили ему комплимент, а просто констатировали факт. Если вы говорили про кого-то, что он не джентльмен, это было не оскорблением, а простой информацией. Многие могут возразить: «Но ведь для джентльмена важны не герб его и земля, а то, как он себя ведет». Конечно же, истинный джентльмен – тот, кто ведет себя, как подобает джентльмену, не так ли? Намного лучше быть честным, вежливым и храбрым, чем обладать собственным гербом.

Каждый слышал, как люди ссорятся между собой. Иногда это выглядит смешно, иногда просто неприятно; но как бы это ни выглядело, мы можем извлечь для себя кое-какие важные уроки. Обычно человек не просто заявляет, что ему не нравится поведение другого человека. Он взывает при этом к какому-то стандарту поведения, о котором, по его мнению, знает другой человек: «Ты не имеешь права так поступать! Это нечестно. Это не по-человечески, и т. д.». И тот, другой, очень редко отвечает: “Зачем мне ваши стандарты!” Почти всегда он старается показать, что его поведение на самом деле не идет вразрез с этим стандартом, а если все-таки идет, то для этого имеются особые извинительные причины.
Фактически выглядит так, что обе стороны имеют в виду какого-то рода Закон или Правило честной игры, или порядочного поведения, или морали, или чего-то в этом роде, относительно чего они оба согласны. Ссориться – значит стараться показать, что другой человек не прав. И в этом старании не было бы смысла, если бы между вами и им не существовало какого-то рода согласия в том, что такое добро и что такое зло. Точно так же не имело бы смысла говорить, что футбольный игрок допустил нарушение, если бы не существовало определенного соглашения по поводу правил игры в футбол. Этот закон раньше называли “естественным”.

Сегодня, когда мы говорим о “естественных законах природы”, мы обычно подразумеваем такие понятия, как сила тяготения, наследственность или химические законы. Но когда мыслители древности называли законы добра и зла “законами природы”, они подразумевали под этим “закон человеческой природы”. Их идея состояла в том, что, как все физические тела подчиняются закону тяготения, как все организмы подчиняются биологическим законам, так и существо по имени человек имеет свой закон – с той великой разницей, что физическое тело не может выбирать, подчиняться ему закону тяготения или нет, тогда как человек имеет право выбора – подчиняться ему закону человеческой природы или нарушать его. Этот закон назвали “естественным”, потому что люди думали, что каждый человек знает его инстинктивно, и поэтому никого не надо учить ему.

Некоторые люди считают, что в разные века различные цивилизации придерживались совершенно несхожих взглядов на мораль, и поэтому закон порядочного поведения не имеет под собой твердого основания. Но это неверно. Различия между взглядами на мораль действительно существовали, но они всегда касались лишь частностей. Если кто-нибудь возьмет на себя труд сравнить учения о морали, господствовавшие, скажем, в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции и Риме, то его поразит, насколько эти учения были похожи друг на друга и на наше сегодняшнее понятие о нравственности.
Бывает, что человек не признает законы, но как только дело касается его, он сам возвращается к отвергнутым им принципам. Например, кто-то может нарушить обещание, данное вам, но если вы попробуете нарушить обещание, данное ему, то не успеете вы и слово вымолвить, как он станет жаловаться: “Это несправедливо”. Отсюда следует, что мы вынуждены верить в подлинное существование добра и зла.

Если мы будем сравнивать нравственные представления разных народов, неизбежно приходит мысль о том, что мораль одного народа, лучше (или хуже) морали другого народа. Следовательно, существует некий стандарт, который позволяет сделать вывод, что один кодекс более соответствует ему, чем другой. Этот стандарт и есть Закон Божий, выраженный в Десяти Заповедях. Это закон человеческой природы, данный Творцом.

Нарушая закон, мы пытаемся оправдаться. Вы заметили, что мы подыскиваем объяснения нашему плохому поведению? Мы объясняем его тем, что были усталыми или обеспокоенными, или голодными. Однако свое хорошее поведение мы не объясняем внешними причинами, мы ставим его исключительно в заслугу себе.

Итак, обратим внимание на два вывода:

Во-первых, человеческие существа во всех частях земного шара разделяют идею о том, что они должны вести себя определенным образом.

Во-вторых, в действительности, люди не ведут себя таким образом. Они знают естественный закон, но нарушают его.

Прогресс означает приближение к той точке, которую вы хотите достигнуть. И если мы повернули не в ту сторону, то продвижение вперед не приблизит нас к цели. Прогрессом в этом случае был бы поворот на 180 градусов и возвращение на правильную дорогу, а самым прогрессивным человеком окажется тот, который скорее повернет назад.

Если вы задумаетесь над современным состоянием мира, вам станет совершенно ясно, что человечество совершает великую ошибку, все дальше и дальше уклоняясь от вечных моральных норм. Мы все – на неверном пути. А если это так, то каждому из нас необходимо вернуться назад, к Божьему Закону. Возвращение назад — это скорейший путь вперед.

А. Васенев,
по книге К. С. Льюиса “Просто христианство”