Закон или любовь

1417

I
Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

II
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

III
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

IV
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу Твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих;
ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

V
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

VI
Не убивай.

VII
Не прелюбодействуй.

VIII
Не кради.

IX
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

X
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Случается, что человек задается вопросом: «Что важнее, соблюдение закона или любовь к Богу и людям?» Чтобы ответить на него, давайте откроем Священное Писание и выясним, что ожидает от нас Бог.

Прочитаем историю, записанную в Евангелии от Матфея, 19 главе. Один богатый юноша спросил Христа: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Матфея 19:16). Иисус ответил: «Соблюди заповеди». Когда же юноша стал уточнять, о каких именно заповедях идет речь, Христос перечислил ему то, что является частью Десяти Заповедей — Закона, данного Богом Моисею на горе Синай: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать». Юноша ответил, что все это он соблюдает, но ищет ответ на вопрос: «Чего еще недостает мне?» На это Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

По сути, Иисус призвал юношу проявить любовь к людям и к Нему. Но разве Иисус противопоставил здесь исполнение закона проявлению любви? Иисус поддержал юношу в желании делать добро и указал ему, что добрые дела – это, в первую очередь, соблюдение Его заповедей. Но после того, как юноша сказал: «Я соблюдаю заповеди», Иисус призвал его быть совершенным в этом.

А теперь прочитаем несколько стихов из Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая записана в Евангелии от Матфея, 5 главе. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матфея 5:17-20).

Здесь Иисус ясно говорит о необходимости соблюдения закона, но также предупреждает, что наше соблюдение закона должно быть совершенным, не как у книжников и фарисеев. Книжники и фарисеи хорошо знали все Божьи предписания и следовали им. Но их праведности, по словам Иисуса, недостаточно для спасения. Далее в Нагорной проповеди следует несколько пояснений о том, каким должно быть исполнение закона. Эти пояснения изложены в виде выражений: «Вы слышали, что сказано древним…», «а Я говорю вам…». И завершается это перечисление словами: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:48).

Как это похоже на разговор Иисуса с юношей! Сначала Иисус перечисляет заповеди, которые записаны в Ветхом Завете, а затем говорит, каким должно быть их исполнение. А вывод таков, что соблюдать закон так, как этого хочет Бог, значит быть совершенным, как наш Небесный Отец.

Божий Закон – это не просто список предписаний и правил, а выражение Божьего характера. Его сущность апостол Иоанн выразил словами: «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8). Если соединить это со словами апостола Павла: «Любовь есть исполнение закона» (Римлянам 13:10), то скажите, можно ли сделать выбор и сказать, что важнее: любить или соблюдать закон? Нельзя, ибо тогда любовь уже не будет исполнением закона, а наши деяния «по закону» — проявлением любви к Богу и ближним.

Новый Завет четко дает определение истинно верующих: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала: заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит» (1 Иоанна 2:3-8).

Истинный свет, который открывается нам в учении Иисуса Христа, это то, что совершенное исполнение Божьего Закона возможно только во Христе.
«А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1 Иоанна 3:23,24).

Вера в Иисуса, любовь к Богу и исполнение десяти заповедей — неделимы. Христос дает праведность, требуемую законом. Но дает тем, кто живет Его Духом. Невозможно исполнить заповеди, будучи вне Святого Духа, Который приходит лишь к тем, кто любит Господа и желает Его водительства.

Подготовила И. Суманова