ЖАН КАЛЬВИН

1966

В этом году исполнилось 500 лет со дня рождения одного из лидеров Реформации. Жан Кальвин (латинизированная по моде тех лет форма фамилии Ковен) родился 10 июля 1509 года на севере Франции в Пикардии в семье зажиточного буржуа Жерара Ковена, юриста, епископского секретаря. В четырнадцать лет Жан был отправлен на учебу в Париж. Среди своих товарищей он выделялся не только сильным, проницательным умом, но и своей внутренней чистотой и религиозным рвением.

Незаурядные способности и прилежание вскоре сделали его гордостью колледжа, и с уверенностью можно было утверждать, что Жан Кальвин станет одним из талантливых и уважаемых деятелей римской церкви.
В Париже жил двоюродный брат Кальвина, приверженец Реформации. Братья часто встречались и обсуждали вопросы, волновавшие всех христиан. “В мире существуют два религиозных течения, – говорил протестант Оливетан, – одну религию придумали люди, там человек старается заслужить спасение, совершая обряды и добрые дела; все положения другого вероучения содержатся в Библии, и оно учит человека искать спасения единственно через свободный дар благодати Божьей”. Оставаясь один, Жан размышлял над словами брата. Сознание собственной греховности не покидало его, он видел себя, оказавшегося наедине с праведным и справедливым Судьей. Заступничество святых, добрые дела, обряды церкви – все казалось бессильным искупить его душу. Впереди не было ничего, кроме мрака вечного отчаяния, ничто было не в состоянии примирить душу с Богом.
В состоянии такого душевного борения Кальвин оказался однажды на площади, где стал свидетелем сожжения еретика. Он был крайне смущен выражением мира, покоившимся на лице обреченного. В тисках такой страшной смерти отлученный от церкви (а это было пострашнее физических страданий) мученик сохранил веру и мужество, которые молодой студент сравнивал со своим отчаянием и безысходностью, хотя он самым строжайшим образом подчинялся учению церкви. Он знал, что эти еретики основывались в своей вере на Священном Писании. И он решил изучить Библию, чтобы открыть тайну их радости.
В Библии он нашел Христа. “О, Отец, – молился он, – Его жертва умилостивила Твой гнев; Его кровь омыла мою нечистоту, на кресте Он понес мое проклятие. Его смерть искупила меня. Мы тонем в собственных безрассудствах, но Ты вручил мне Свое Слово, как факел, Ты коснулся моего сердца, чтобы я почувствовал отвращение ко всему, кроме Иисуса”.
Сознавая, что никогда не решится стать священником, он принялся за изучение права, но вскоре оставил это намерение в надежде посвятить свою жизнь Евангелию. Он оставил Париж, поселившись в небольшом провинциальном городке под защитой принцессы Маргариты, которая, будучи предана Евангелию, покровительствовала его ученикам. Кальвин в то время был юношей с мягкими и скромными манерами. Поначалу он ходил из дома в дом. Вместе со всем семейством читал Библию и открывал людям истину спасения. Его слова были подобны освежающей росе, падающей на землю. Услышавшие эту весть несли ее другим, и вскоре новый учитель начал посещать деревни и селения в окрестностях города. Он находил доступ и в замки, и в бедные хижины и неуклонно шел вперед, закладывая основания будущих церквей, которым предстояло бесстрашно свидетельствовать об истине.
Спустя несколько месяцев он вновь возвратился в Париж. Здесь Кальвин тоже ходил из дома в дом, открывая народу Библию и рассказывая им о Христе и Его распятии. В конце концов, он попал под подозрение. Власти города решили предать его сожжению. Однажды в доме Кальвина, не подозревавшего об опасности, появились взволнованные друзья, сообщившие, что с минуты на минуту его должны арестовать. И тут же раздался стук в дверь. Нельзя было терять ни мгновения. Кто-то из друзей пошел встречать офицеров, другие помогли Кальвину спуститься из окна, и он быстро скрылся на окраине города. Найдя приют в доме какого-то ремесленника, сочувствовавшего Реформации, он переоделся в одежду хозяина, подхватил мотыгу и отправился в путь. Двигаясь все время на юг, он вновь нашел убежище во владениях принцессы Маргариты. Здесь для него было готово новое поле деятельности в Пуатье, где имелся университет и где новое учение было доброжелательно принято. Люди всех сословий с радостью воспринимали евангельскую истину.
Позже Кальвин снова возвратился в Париж. Его не покидала надежда, что весь французский народ примет идеи Реформации. Но вскоре он убедился, что там не было почти никакой возможности работать. В 1533 году в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во Франции ему пришлось покинуть Париж.
Кальвин поселился на севере Швейцарии – в Базеле, протестантском городе, жители которого проявляли терпимость к представителям иных вероисповеданий. Он преподавал теологию, много писал, в частности, он написал предисловие к французскому переводу Библии. В это время вышло первое издание его главного труда «Установления христианской веры» (1536) – систематический свод протестантского вероучения. В 1536 году Гийом Фарель, лидер женевской Реформации, уговаривает Кальвина принять участие в религиозном обновлении Женевы. Хотя этот город и принял реформаторскую веру, здесь еще предстояло провести большую работу.
Около тридцати лет Кальвин трудился в Женеве – прежде всего, созидая церковь, которая руководствовалась бы только чистотой нравственного учения Библии, а затем – над распространением Реформации по всей Европе. В своей общественной деятельности он не избежал ошибок, а его доктрины не были свободны от заблуждений. Но он сыграл выдающуюся роль в распространении истин, особенно важных для его времени, помогая реформаторским церквам встать на путь простой и чистой жизни.

Подготовила Ю. Коровина