Исследователи Библии связывают имя апостола Матфея, в первую очередь, с написанием первого канонического Евангелия. О самом же авторе известно настолько мало, что его биографический портрет возможно набросать лишь полутонами и оттенками.
Встреча Матфея с Христом состоялась в городе Капернауме, когда Матфей находился на своём рабочем месте — сидел за столом сбора пошлин. Для иудеев, находившихся в то время под властью языческого Рима, сборщик податей в казну победителя, или мытарь, являлся олицетворением самого низкого предательства. Об их судьбе свидетельствует прижившееся в русском языке слово «мытарство», означающее мучения, лишения и невзгоды. Презрение сограждан мытари, однако, с лихвой компенсировали быстрым обогащением за счёт нечестных сборов налогов. На приглашение Христа Матфей ответил без раздумий: «И он, оставив всё, встал и последовал за Ним» (Луки 5:28).
Сложно сказать, что повлияло на столь быстрое решение — обаяние Христа, неудовлетворённость своим положением в обществе, поиск смысла жизни или что-то ещё. Некоторые богословы считают, что апостол Иаков Алфеев и Матфей, упоминаемый в Евангелии от Марка 2:14 как Левий Алфеев, были братьями, а значит, мог сыграть свою роль в рекомендации близкого родственника.
Жизнь Матфея изменилась в одночасье. Потрясённый своим новым положением, он собирает большой пир, на который приглашает вновь обретённых друзей и бывших товарищей по профессии. Для Христа же это стало замечательной возможностью обратиться к особой группе людей, чтобы «призвать грешников к покаянию» (Луки 5:32). Присутствие Матфея среди двенадцати апостолов усилило критику Христа, но, с другой стороны, позволило широко распахнуть двери спасения для множества павших духом и отвергнутых душ, давно уже считавших себя лишёнными того утешения, которое даёт религия. С каким трепетом они передавали из уст в уста притчу о фарисее и мытаре, в которой кающийся грешник обретает прощение! А с какой радостью Матфей приветствовал своего коллегу из Иерихона Закхея, который не только получил заверение в спасении, но и вчетверо возместил убытки всем, кого когда-то обидел при сборе пошлин.
Профессия Матфея подразумевала наличие хорошего образования, знания математики и нескольких языков. Кроме того, апостолу были хорошо известны Священные Книги — Тора, Псалтырь, рукописи пророков. После вознесения Иисуса Матфей около 60 – 65 г. н. э. приступает к описанию земной жизни Христа. Текст был написан на арамейском (разговорном палестинском) языке и содержал множество еврейских оборотов, отсылок к древним свиткам, рассказывал о местности и обычаях Палестины. Для Матфея важно показать своим читателям, что Иисус выполнил обещания, которые Бог дал людям в Ветхом Завете, а человеческие ценности и счастье этого мира — ничто в сравнении с величием Бога и Его Царства.
Роман Семьин
Газета “Сокрытое Сокровище” № 1 (177) январь 2012 г.