В VII веке до н. э. Ассирия была могущественнейшим государством, перед которым склонялись все тогдашние цари и народы, боясь даже в мыслях восстать против ассирийского владыки. Когда император Ассирии Сеннахириб узнал, что иудейский царь Езекия, надеясь на своего Бога, посмел восстать против него, он крайне разгневался.
«Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасёт нас». Спасли ли боги народов каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?» (4 Царств 18:32-35). Так гордо обращался Сеннахириб через своих послов к иудейскому народу. Последующие события истории хорошо известны: ассирийское войско чудесным образом было уничтожено, а сам великий император, бежав в свою столицу Ниневию, был умерщвлён там своими сыновьями.
Прошло немного лет, и Ассирия начала катастрофически клониться к упадку, а, спустя еще некоторое время, была окончательно уничтожена. Причем, падение ее было так стремительно, что историки вплоть до середины XIX века смеялись над Библией, уверяя всех, что никакой великой Ассирийской империи якобы никогда не существовало и что ее просто придумали древние иудеи.
Пророчество иудейского пророка Наума о падении Ассирийской империи относится ко времени правления Сарданапала. Имя этого правителя стало синонимом утончённого разврата и растления. Жизнь этого монарха протекала в нескончаемых диких оргиях, пирах и охотах. Этому во многом способствовала религия ассирийцев, включающая более 4000 богов, поклонение каждому из которых сопровождалось развратными обрядами. В стране в то время уже не существовало понятий о совести, морали, законности. Главное – чтобы все приносило удовольствие и веселье. А между тем поводов для веселья становилось все меньше. Одна за одной от Ассирии отпадали провинции, превращаясь в самостоятельные царства. В 625 году до Р. Х. наместник Вавилонии Набополассар провозглашает себя царем, а свою провинцию Нововавилонским царством. Годом позже его примеру следует Киаскар, наместник Мидии, провозгласив независимость своих владений. Попытки Сарданапала подавить мятежников не только заканчиваются полным провалом, но и явились толчком к сближению между Киаскаром и Набополассаром, которые между собой заключают союз против Ассирии. И вот теперь настал час исполнения Божьих пророчеств, произнесённых пророками Наумом и Софонией за несколько десятилетий до описываемых событий тогда, когда Ассирия еще была великой империей.
Библейские пророчества об Ассирии Суть предсказаний пророков сводилась к следующему:
- Разрушение города при помощи наводнения: «…но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию»; «речные ворота отворятся и дворец разрушится» (Наум 1:8, 2:6).
-
Город будет находиться в состоянии опьянения: «ибо сплетшиеся между собой как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома»; «так и ты опьянеешь и скроешься» (Наум 1:10, 3:11).
-
Как нация, ассирийцы навсегда исчезнут: «А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем»; «… он совсем уничтожен» (Наум 1:14, 15).
-
Разграбление города: «расхищайте серебро, расхищайте золото! Нет конца запасам всякой драгоценной утвари» (Наум 2:9).
-
Разрушение дворца: «…дворец разрушается» (Наум 2:6).
-
Безуспешные попытки Ассирии искать помощи у соседних держав: «…так и ты будешь искать защиты от неприятеля» (Наум 3:11).
-
Быстрое взятие города: «Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами, если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть» (Наум 3:12).
-
Город будет сожжен: «Вот я — на тебя, говорит Господь Саваоф, и сожгу в дыму колесницы твои и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет более слышен голос послов твоих»; «… там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч» (Наум 2:13, 3:15).
-
Князья и военачальники покинут ассирийского царя в критический момент: «Князья твои — как саранча и военачальники твои — как рои мошек, которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце, то разлетаются, — и не узнаешь места, где они были» (Наум 3:17).
-
Радость соседних государств падению Ассирии: «Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все услышавшие весть о тебе будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум 3:19).
-
Ниневия будет обращена в развалины, станет сухим местом, пустыней: «…и прострет Он руку Свою на север — и уничтожит Ассура и обратит Ниневию в развалины, в место сухое как пустыня» (Софония 2:13).
Теперь продолжим наше повествование и посмотрим, сбылись ли пророчества, изложенные выше. В 612 году до Р. Х. объединенное мидо-вавилонское войско вторглось на территорию, исконно принадлежавшую Ассирии, и начало быстрое продвижение к Ниневии. В этот критический момент Сарданапал вместо того, чтобы организовать достойный отпор, ограничился лишь тем, что вывел войско за пределы города, не переставая там пьянствовать и веселиться. Подобное настроение царя передалось и войску, которое вскоре вообще перестало походить на организованную армию.
Об этой ситуации в ассирийском войске стало известно у союзников, которые без особого труда внезапно нанесли ассирийцам страшное поражение, преследуя их до стен города. Однако, когда вавилоняне и мидийцы увидели Ниневию, они поняли, что на быструю победу рассчитывать не приходится. Ибо Ниневия, являющаяся после Вавилона вторым городом тогдашнего мира, была первоклассной крепостью. Стены города были 30 метров в высоту, 15 метров в ширину, их окружал ров шириной 15 метров. В те далёкие времена осады городов длились многими годами, и поэтому взятие Ниневии могло растянуться на 10—15 лет. Но Божье пророчество вопреки всему этому говорило, что город будет взят быстро!
Вскоре после того, как союзники осадили столицу Ассирии, начались страшные проливные дожди. Ассирийцы, защищенные от дождей крышами города, со злорадством поглядывали на мокнущих мидян и вавилонян. С каждым днем положение союзников ухудшалось. И в этот момент, когда, казалось, что Ниневия может быть спасена, в одну из ночей предводители войска союзников получают известие о том, что из-за дождей река, омывающая город, вышла из берегов и снесла огромную часть крепостной стены (см. пророчество 1). Получив это известие, мидо-вавилоняне начинают штурм города. Защитники же Ниневии, не ожидая нападения, продолжали пьянствовать и веселиться (см. пророчество 2). Увидев же на стенах города врагов, их охватила страшная паника, и они предались бегству. Квартал за кварталом, улицу за улицей занимали союзники, нещадно истребляя защитников (см. пророчество 7).
А в это самое время во дворце шел пир, перешедший вскоре в дикую оргию. Вдруг от вбежавшего воина сановники страны и царь узнают, что город взят. Еще минуту назад боготворившие своего владыку и пресмыкающиеся перед ним вельможи бегут от него, стараясь спасти свою жизнь (см. пророчество 9). Сарданапал, свято верил в несокрушимость Ниневии, а также в помощь своих союзников. Последние, бывшие долгое время данниками Ассирии, а теперь ставшие независимыми царствами, либо отказали царю, либо, как Египет, не успели прийти на помощь (см. пророчество 6).
Теперь император понял, что все кончено, и вместе с семьей спустился в кладовые дворца, где, заперев двери, сжег себя вместе с сокровищами. Взяв город, союзники предали его своему войску на разграбление. Когда же было взято все, что можно было взять (см. пророчество 5), город был сожжен (см. пророчество 8), а Ниневия обращена в развалины и, спустя всего несколько лет, превратилась в пустыню, что даже местные жители не могли указать, где именно стоял этот громадный город (см. пророчество 11). Весть о падении Ассирии была с радостью встречена соседними народами, и особенно Иудеей (см. пророчество 10).
С падением Ассирии сами ассирийцы были истреблены, обращены в рабство, а частью смешались с близживущими народами. В результате этого, по прошествии совсем небольшого времени, как нация и народ, ассирийцы полностью перестали существовать, а затем и само их имя было забыто более чем на две тысячи лет (см. пророчество 3).
Итак, все 11 пророчеств точно исполнились. На протяжении всей истории человечества враги христианства смеялись над его последователями, называя их глупыми, слабыми и тёмными людьми. Но всякий раз эти насмешники были посрамляемы, и осознавали свое полное бессилие и ничтожество перед великой ИСТИНОЙ.
А. Опарин