Евангелие от Иоанна, гл. 5

“Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов: в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды”.

Временами в этой купальне происходило волнение воды. Бытовало всеобщее мнение, что оно вызвано действием сверхъестественной силы, и всякий, кто первым войдет в тот момент в воду, исцелится от любой болезни. Сотни страдальцев приходили сюда, но стечение народа было так велико, что, когда начиналось движение воды, толпы устремлявшихся к ней людей оттесняли более слабых.

Иисус снова пришел в Иерусалим. Погруженный в Свои думы, Он оказался около купальни. Была суббота. Но вот Спаситель заметил человека, который находился в крайне жалком состоянии. Тридцать восемь лет он был беспомощным калекой. Его болезнь, в значительной степени вызванная собственным грехом, расценивалась как кара Божья. Этот больной лежал на своей подстилке, изредка поднимая голову, чтобы взглянуть на купальню.

Неожиданно над ним склонилось кроткое, сострадательное лицо и его внимание привлекли слова: “Хочешь ли быть здоров?” Он устало сказал: “Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня”.

Иисус не просит этого страдальца поверить Ему. Он просто говорит: “Встань, возьми постель твою и ходи”. Навстречу этим словам устремляется вся вера больного. Он безоговорочно повинуется Христу, и каждый мускул покоряется ему. Вскочив на ноги, он чувствует, что здоровье и бодрость вернулись к нему.

Этот человек мог усомниться и потерять единственную возможность исцеления. Но он поверил слову Христа и, повинуясь ему, обрел силу.

Вера может принести нам духовное исцеление. Грех отчуждает нас от Бога. Наши души парализованы. Сами по себе мы так же не способны жить праведной жизнью, как расслабленный не мог ходить. Но Спаситель склоняется над теми, за кого пролилась Его кровь, говоря им с невыразимой нежностью и состраданием: “Хочешь ли быть здоров?” Каким бы ни был порок, какова бы ни была страсть, опутавшая душу и тело, Христос может и хочет освободить человека. Не жди, пока ты почувствуешь себя здоровым. Поверь Его словам, и они исполнятся.

Исцеленный паралитик поднялся, взял свою постель, состоявшую только из коврика и одеяла, и, распрямившись, радостными глазами стал искать своего Избавителя. Но Иисус затерялся в толпе. Когда этот человек торопливо шел своей дорогой, прославляя Господа и радуясь, ему встретились фарисеи, и он тут же рассказал им о своем исцелении.

Нахмурившись, они прервали его, спросив, почему он несет постель в субботу. От радости исцеленный даже забыл, что ныне день субботний – покой, в который по Закону Божьему не разрешается делать никакого дела. Но он не чувствовал себя виноватым, потому что повиновался приказу Того, Кто наделен великой Божественной силой.

Иудеи настолько исказили закон Божий, что превратили его в рабские узы. Особенно много неразумных ограничений отягощало субботу. Она не была для людей радостью, святым днем Господним, как это было установлено Богом.

“И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу”.

Иисуса привели в синедрион, чтобы привлечь к ответу. Иудейские вожди решили положить конец влиянию Иисуса на народ и упрочить собственную власть.

Но Иисус пришел “возвеличить и прославить закон”. Он пришел освободить субботу от тягостных ограничений, установленных людьми. Именно поэтому Христос и избрал субботний день для того, чтобы совершить исцеление в Вифезде.

Иисус объявил религиозным вождям: оказание помощи страдающим не противоречит заповеди о субботе. Иисус провозгласил: “Отец Мой доныне делает; и Я делаю”. Бог, Который создал и землю, и жизнь на ней, непрестанно заботится о ее поддержании. Творец, закончивший дела творения нашего мира и учредивший субботу в память об их завершении, не прекращает Свой труд и не останавливает никогда не замирающий пульс Вселенной. У человека также есть определенные обязанности в этот день: за больными нужно ухаживать, нуждающимся – оказывать помощь. Святой день Божьего покоя был дан для человека, и дела милосердия вполне отвечают его предназначению.

Священники и правители взяли на себя роль судей, обвинив Христа в нарушении субботы. Вместо того чтобы оправдаться, Иисус обратился к начальникам, и обвиняемый стал обвинителем. Он разоблачил их жестокосердие, незнание Писания. Он утверждал, что они отвергли Слово Бога, поскольку отвергли Того, Кого послал Господь. “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне” (Иоанна 5:39).

Им не удалось подорвать авторитет Иисуса, многие были покорены Его словами. Когда Иисус произносил обличительные речи, правители испытывали глубокое чувство вины, и это еще сильнее ожесточило их. Они решили убить Его. И теперь, как никогда раньше, над Спасителем явственно простерлась тень креста.

Подготовила И. Беднякова

Газета «Сокрытое Сокровище» № 3 (143) март 2009 г.