Первая из десяти заповедей Закона Божьего, данного Моисею на Синае, гласит: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим».
Древний Израиль в те времена был окружен народами, которые рьяно поклонялись «другим богам». Это поклонение сопровождалось пьяными пиршествами и оргиями, а также человеческими жертвоприношениями.
Сегодня в моде другие культы. Большинство людей не кланяются богам из дерева, камня или металла. Но деньги, распутная жизнь и власть по-прежнему являются идолами миллионов. Каков результат поклонения этим богам? Подобно богам древности, они так же оборачиваются против поклоняющихся им и пожирают их.
Непомерно распространившийся прежде среди африканских языческих народов, вследствие присущей их религии половой распущенности, в Европу пришел СПИД. Самое простое и очевидное решение этой проблемы состоит в том, чтобы отвернуться от вероломного бога «свободного секса» и поднять на должную высоту семейные ценности. Но вместо этого политические лидеры стран всего мира взывают к богу «денег», чтобы спасти ситуацию. «В следующем году, – говорят они, – мы потратим еще больше миллионов. Мы построим лаборатории, которые будут намного лучше, и найдем вакцину, чтобы вы могли продолжать жить по-прежнему, не опасаясь последствий».
Фанатизм и невежество взращивают терроризм. Он находит добровольцев в лагерях несчастных беженцев, где молодежь ежедневно подпитывается идеологией ненависти.
А какое решение предлагается тем, кто подвергается атакам со стороны таких фанатиков? Обратиться к богу «силы». «Мы построим ракеты и сделаем бомбы лучше прежних. С их помощью мы раздавим и уничтожим тех, кто притесняет нас». Каков результат такой стратегии? Каждый случай применения грубой силы лишь усиливает ненависть фанатиков к окружающему миру. Ненависть порождает еще больший гнев и убеждает их в том, что они являются жертвами и что их жестокость вполне оправдана. «Не становись рабом ложных богов, – говорит первая заповедь, – не отводи первое место в твоей жизни тому, что в конце концов принесет тебе разочарование и боль».
Новый Завет повествует нам, как однажды сатана пришел к Иисусу с открытым посягательством на первую заповедь. Сначала он показал Ему «все царства мира и славу их», а затем сказал: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Матфея 4:8, 9). Но Иисус в Своем ответе не просто отмел всех ложных богов. Помимо этого, Он напомнил первую заповедь, записанную в книге Второзаконие 10:20. «Написано, – сказал Он – Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матфея 4:10). Отвергнуть ложных богов, прекратив поклонение им, недостаточно. «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Место «других богов» не может пустовать. После того, как заповедь говорит нам, чего мы не должны делать, она объясняет нам, что же мы должны делать. После запрета идолопоклонства следует призыв к поклонению истинному Богу.
Однажды кто-то спросил у Иисуса, какая самая важная заповедь. Он ответил цитатой из книги Второзаконие 6:5: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Затем Он добавил: «Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Матфея 22:37, 38). Иисус говорит, что поклонение подразумевает любовь. Это означает необходимость сделать Бога первым, возвести Его на престол своей жизни.
Предоставить Богу верховную власть означает, что мы не будем пытаться подчинить его нашим предвзятым представлениям о Нем или не станем ожидать, что Он будет поступать только так, как мы того желаем. Нельзя верить в Бога настолько, насколько мы понимаем Его. В таком случае Бог будет ограничен нашими интеллектуальными способностями. Вера в Бога – это доверие тому, что Бог Сам рассказывает о Себе. Это отнюдь не говорит о том, что в христианской вере нет места разуму и она не ценит доказательства, подтверждающие ее. Нет ничего плохого в том, чтобы проверять и исследовать эти доказательства, но они не являются основой веры.
Познание Бога начинается не с человеческого разума, но с откровения. И Бог первым должен открыть Себя. Мы сами не в состоянии этого сделать. Во всей полноте Бог открыл Себя через Иисуса Христа. «Бога не видел никто никогда, – заявляет евангелист, – Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18).
Но откровение Бога никогда не вкладывается насильственно в наши головы. Оно дается тем, кто желает открыть глаза, уши и, более всего, сердце. Когда мы принимаем первую заповедь и признаем Бога истинным Божеством, только тогда нам будет доступно это личное откровение.
Отвести Богу первое место в своей жизни – это значит отложить любую идею, корысть или мысль, которая могла бы конкурировать с Ним. Это основополагающий принцип истинной морали и духовной жизни. Это критерий оценки тех решений и альтернатив, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. В каждом отдельном случае мы спросим себя:
«Как этот фильм, игра, дружба, работа, приобретение повлияют на мои взаимоотношения с Богом?» Когда мы на самом деле станем так жить, закон и мораль войдут в нашу жизнь, мир займет место тревоги, а надежда удалит депрессию и отчаяние.
Вопрос, который мы должны задать себе, чрезвычайно прост, но очень важен: «Хочу ли я отдать Богу Его законное место? Хочу ли я сделать Его главным в моей жизни?» В этом суть первой заповеди.
Подготовила Ю. Коровина
Газета «Сокрытое Сокровище» № 7 (135) июль 2008 г.