«Моя жизнь полна страшных несчастий, большинство из которых так никогда и не случились». Приведенные слова, высказанные философом Монтенем, отражают проблему многих людей в этом мире. Мы часто тревожимся. Если у нас нет причины беспокоиться о чем-то значительном, мы обычно начинаем переживать по пустякам. К сожалению, постоянное беспокойство собирает тяжелую дань со своих пленников: оно ослабляет жизненную энергию и приводит к болезням и нервным расстройствам.
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матфея 6:25-34).
«Моя жизнь полна страшных несчастий, большинство из которых так никогда и не случились». Приведенные слова, высказанные философом Монтенем, отражают проблему многих людей в этом мире. Мы часто тревожимся. Если у нас нет причины беспокоиться о чем-то значительном, мы обычно начинаем переживать по пустякам. К сожалению, постоянное беспокойство собирает тяжелую дань со своих пленников: оно ослабляет жизненную энергию и приводит к болезням и нервным расстройствам.
Рассуждая об этой проблеме в Нагорной проповеди, Иисус показывает нам, что Бог заинтересован в качестве нашей жизни. Он хочет, чтобы посредством веры наша жизнь стала полнее.
Некоторые воспринимают слова Иисуса о том, что не нужно беспокоиться о жизни, пище и одежде, как будто вообще нет смысла думать об этих вещах. Но Библия говорит нам, что люди должны трудиться «в поте лица своего». Иисус не осуждает трудолюбие и предусмотрительность, Он стремится помочь нам разобраться, что является главным и что – второстепенным в жизни. Работая с усердием, мы в то же время не должны быть настолько поглощены материальной стороной жизни, чтобы погрузиться в постоянные тревоги. Материальная сторона важна, но она не имеет первостепенного значения. Работа важна, но не в ней заключается вся жизнь.
Итак, какие же аргументы против беспокойства выдвигает Иисус?
Во-первых, Он говорит, что Небесный Отец, наделивший нас самой жизнью, разумеется, хочет и может наделить нас необходимыми для жизни материальными благами. Нам нужно научиться доверять. Нам нужно направить свой взор на Бога, Который, являясь нашим Отцом, Творцом и Искупителем, заботится не только о наших духовных нуждах, но и о физических потребностях. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Римлянам 8:32).
Вторым аргументом Иисуса против беспокойства является бессмысленность переживаний. «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Матфея 6:27).
Иллюстрируя Свои слова, Иисус призывает нас посмотреть на птиц. Говоря, что Бог заботится о птицах, Он не сказал, что они вообще не трудятся. В поисках пропитания воробей летает больше всех. Конечно, воробьи не сидят на заборах и не ждут, что кто-то положит пищу в их клюв. Иисус хотел сказать другое: они не беспокоятся. Конечно, как заметил Иисус, – люди ценнее птиц. Если Творец заботится о них, мы можем быть уверены, что Он позаботится и о нас.
Бог желает, чтобы мы перестали концентрировать свое внимание на самих себе и на своих тревогах. Он хочет, чтобы мы смотрели дальше наших нужд, чтобы мы поднялись выше наших страхов, чтобы мы увидели широту и глубину Божьей любви к нам. «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» (Псалом 45:11).
Беспокойство – это, в сущности, недоверие Богу. Важно помнить, что, оказавшись в какой угодно ситуации, мы остаемся под Божьим наблюдением и в сфере Его заботы. Он желает вести нас день за днем. Его сердце способно вместить всех нас. Наш Отец знает все, что нам нужно. Это одна из самых утешительных мыслей в Писании. Поэтому Иисус пришел не осуждать нас за треволнения. Желая показать нам, как разрешить эту проблему, чтобы стать более здоровыми и счастливыми людьми, Он дал два простых, но очень полезных совета для победы над беспокойством.
1. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матфея 6:33). Иисус говорит, что для достижения истинного успеха мы должны поставить духовное на первое место. Если нам непременно хочется тревожиться о чем-либо, то пусть это будут наши взаимоотношения с Богом. Если мы поставим на первое место самое важное, то второстепенное появится само собой как следствие, потому что Бог хочет дать нам гораздо больше того, на что мы надеемся.
2. «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матфея 6:34). Один мудрый человек некогда написал: «Самое главное для нас – не смотреть на то, что тускло видится на расстоянии, но делать то, что прямо лежит под рукой». Совет Иисуса не преуменьшает ценности разумного планирования будущего, но показывает тщетность волнений об обстоятельствах, которые от нас не зависят.
Нужно заметить, что принадлежность к христианству не избавляет нас автоматически от жизненных неурядиц. Но, будучи христианами, мы можем доверять Богу, когда встречаемся с трудностями. Итак, Иисус желает освободить нас от волнений и тревог как в настоящем, так и в будущем. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Псалом 54:23).
Подготовила Ю. Коровина