В последнее время много говорится о необходимости духовного возрождения России. И политики, и религиозные деятели понимают, что недостаточно, чтобы люди просто декларировали свою принадлежность к той или иной вере, нужно, чтобы вера проявлялась в действии и меняла к лучшему жизнь общества и каждого отдельного человека.
Традиционно российская духовность связывается в сознании людей с православием. Но, поразмыслив, многие согласятся с тем, что не принадлежность к определённой конфессии делает человека духовным, а исполнение воли Божьей, записанной в Священном Писании. Как и каким образом в разные исторические периоды и в разных странах исполнялась Его воля? Исследуя в предыдущих публикациях 13 главу книги Откровение, мы увидели, что отступление от Слова Божьего всего спустя несколько столетий после смерти Христа превратило власть Папы Римского в безбожную религиозную систему, подавляющую всякое инакомыслие (вспомните инквизицию и крестовые походы). Пророчество говорит, что в последнее время перед Пришествием Христа эта власть будет стремиться опираться на сильнейшее в политическом отношении государство — Соединённые Штаты Америки (подробнее об этом — на нашем сайте в рубрике «Духовное возрождение», — прим. ред.). Но во все времена и во всех странах у Бога был верный народ, исследующий Библию и живущий по Его принципам правды, искренней веры и любви к ближнему. Весть об отступлении официальной церкви от принципов Иисуса Христа и призыв вернуться к Библии особенно остро зазвучали во времена Реформации, когда было образовано протестантское направление христианства.
Сегодня среди множества протестантских церквей выделяется Церковь христиан адвентистов седьмого дня (подробнее об этой церкви можно прочесть в статье этого номера — прим. ред.), которая считает, что самой главной вестью накануне Второго пришествия Иисуса Христа является весть трёх ангелов, записанная в 14-ой главе книги Откровение. Давайте кратко рассмотрим, в чём состоит эта весть и как она может быть созвучна грядущему возрождению на Востоке, в частности, в России.
Вот в чём состоит весть первого из трёх ангелов: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и источники вод» (Откровение 14:6, 7).
Как видно из текста, весть первого ангела заключается в признании Бога Творцом. Это подразумевает отказ от богопротивной теории эволюции, которую так лелеет Католическая церковь. В то же самое время традиционным отношением среди русских христиан было прославлять Бога как Творца всего сущего. Традиционный взгляд на творение в Русской Православной церкви фактически совпадает с традиционным адвентистским взглядом: Бог сотворил мир за буквальные семь дней. То, что в российских школах и вузах сегодня ещё продолжается засилье эволюционизма, объясняется нездоровым наследием атеистического периода. В отличие от Католической церкви, православные христиане не поддерживают теорию эволюции. Таким образом, русским христианам, воспитанным в контексте православия, будет легче порвать с богопротивной теорией эволюции, чем их западным братьям. Одним из необходимых шагов к духовному возрождению в России, таким образом, должен быть отказ от повсеместной пропаганды теории эволюции и признание Бога как Творца Вселенной.
Адвентисты считают, что печатью Божьего творения, без которой вряд ли возможно подлинное почитание Бога как Творца, является соблюдение субботнего дня, в который Господь почил от трудов творения и который завещал соблюдать всем любящим Его. В этом отношении Православная церковь не так далеко ушла от библейского понимания, и принятие субботы православными христианами видится вполне возможным. Тем более что официальное учение Православной церкви по-прежнему чтит субботу.
Приведём некоторые отрывки из книги Андрея Кураева «Протестантам о Православии», в которой автор настаивает, что Православная церковь никогда не соглашалась с Католической церковью в том, что суббота якобы была перенесена на воскресенье: «Адвентисты тем отличаются от остальных протестантов, что, по их учению, праздничным днём является не день воскресный, но день субботний. Заповедь “чти день субботний”, по их утверждению, не отменена и должна соблюдаться и в новозаветную эпоху. Празднование субботы установил Господь. Празднование воскресного дня установил Римский Папа. Авторитет этих лиц явно несоизмерим. Человек ни единолично, ни соборно не может отменить Божью заповедь, а значит, надо осознать исторический грех христианства и вернуться к празднованию субботы. Что ж — я согласен с адвентистами. В самом деле, отменить празднование субботы, установленное Богом, никто не может. Никто не может перенести день религиозного праздника с субботы на воскресенье. Более того, слыша такие рассуждения адвентистов, я готов их поблагодарить за совершенно справедливую критику… католичества…
Адвентисты привыкли полемизировать с католиками. А мы — не католики, и поэтому не стоит автоматически переносить в Россию, в православный мир аргументы, предназначенные для сокрушения католических традиций. В православии сохранилось гораздо больше библейского, чем в западном христианстве. Например, в православном богослужении до сих пор сутки идут от вечера к утру. Не “день и ночь — сутки прочь”, а “был вечер, и было утро — день один”… Ещё более важно знать, что в православном календаре суббота до сих пор — седьмой день недели. В субботу кончается седмица, а с воскресенья она начинается…
Православная церковь… до сих пор празднует субботу, — но даже при диспуте с адвентистами седьмого дня мало кто из православных сможет вспомнить, что его же собственная церковь вполне признаёт и исполняет и эту заповедь Моисея. И уж совсем забылось то, что в первые три века своей жизни христианская церковь совершала свой главный праздник в тот день недели, который все окружающие считали именно первым, а не последним, будничным, а не “выходным”».
К сожалению, из истории видно, что и в Православной церкви существовали попытки отменить день субботний. До начала XVI-го столетия статус субботы в русском христианстве был действительно чрезвычайно высок. В субботний день не позволялось делать никаких работ. Ситуация изменилась с приходом к власти царевны Софии Палеолог, ставленницы Римского Папы, которая около 1505-го года устроила инквизиционное гонение на соблюдающих субботу. Виднейшие государственные мужи Руси были тогда публично сожжены на Красной площади.
Католическая церковь открыто называет празднование первого, а не седьмого дня недели своей заслугой. Но всё же до конца «окатоличить» Православную церковь и отменить субботу ни ей, ни её последователям не удалось. «Стоглавый Собор», созванный при правлении Ивана IV в 1551 году, принял решение, которое до сих пор не отменено Православной церковью. Оно гласит, что помимо воскресного дня христиане должны покоиться и совершать богослужения и в субботний день во всех пределах Русской Православной церкви. Это соборное положение заверялось авторитетом апостолов Петра и Павла (Стоглавый Собор, с. 270 – 271).
Увы, почитание субботнего дня сегодня является скорее теорией, нежели практикой Русской Православной церкви. Тем не менее, подобное теоретическое, догматическое признание субботы позволяет надеяться на то, что грядущее возрождение поднимет вопрос и о соблюдении Божьей заповеди о субботе. Это послужит залогом того, что в последней битве между правдой Божьей и отступлением народ России будет на стороне Христа и библейской истины.
Олег Жиганков
Живи, Россия, для Христа
Молитвы дарит высота,
И вот уже девиз готов:
Живи, Россия, для Христа!
Но смысл этих слов каков?
Корми голодных, одевай
Раздетых, странников прими,
Богатство бедным раздавай,
Чтоб Бог прославился людьми;
Не жди в ответ себе хвалу
И поклонения не жди,
Противостой коварству, злу,
За Богом с верою иди!
И веры подвиг совершив,
Склонись у Божьего Креста!
И ты услышишь: «Не греши!
Живи, Россия, для Христа!»
Ирина Лаврухина
Газета «Сокрытое Сокровище» № 12 (224) декабрь 2015 г.