Для основоположников Реформации доминирующей установкой было стремление вернуться к основам христианской веры, к простоте и глубочайшей духовности апостольской церкви, к библейскому учению, основным евангельским принципам. Поэтому фундаментом протестантского богословия стали следующие доктрины:
Sola Scriptura (только Писание)
Sola Fide (только вера)
Sola Gratia (только благодать)
Solus Christus (только Христос)
Soli Deo Gloria (одному Богу слава)
Но и сегодня, спустя 500 лет после провозглашения этих принципов, христиане продолжают верить в некоторые понятия, которые противоречат Библии.
Люди на протяжении всей истории Земли в трудных ситуациях обращались к Божьему Слову как к единственному верному источнику. Бог дал нам Священное Писание, чтобы мы не блуждали в море человеческих вымыслов и фантазий. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне», — сказал Христос (Иоанна 5:39). Но мы часто верим тому, чего нет в Библии.
Учение о бессмертии души
Бог сотворил Адама и Еву для вечной жизни. И если бы они следовали до конца воле Творца, то никогда не узнали бы, что такое смерть. И мы, потеряв право на вечную жизнь, умираем: «Душа согрешающая, та умрёт» (Иезекииля 18:4).
Хотя в Библии упоминается понятие души около 1000 раз, но нигде не сказано о её бессмертии. Нигде в Священном Писании мы не найдём, что наше сознание обладает способностью существовать вне тела. Однако Библия говорит, что разум человека умирает вместе с телом.
Ещё до рождения Христа философы и мыслители придумали понятие о бессмертии души. Это людям так понравилось, что оно стало считаться чуть ли не откровением от Бога.
Так могут ли мёртвые пребывать в сознательном состоянии? Со своей смертью человек теряет способность думать и чувствовать. Разрушенный мозг не может более функционировать, и поэтому с последним вздохом заканчивается всякая психическая деятельность. «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают… и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли… потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаста 9:5, 6, 10).
Может быть, после смерти человек остаётся связанным с Богом? Тоже нет. Библия говорит: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Псалом 6:6); «Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу» (Псалом 113:25).
Умершим не дано знать, что происходит на земле. Их дети могут прославиться, а могут быть унижены и забыты, но родители не знают об этом. Ничего не связывает их более с человеческой жизнью: «Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится?» (Иова 21:21).
Мёртвые никак не могут повлиять на оставшихся в живых, они не могут вмешаться в течение их жизни, так как полностью отрезаны от неё: «И любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чём, что делается под солнцем» (Екклесиаста 9:6).
Смерть для человеческого сознания — это как бы сон без сновидений. Сном смерть названа в Библии много раз: «А человек умирает и распадается; отошёл, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иова 14:10–12); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниила 12:2).
Поклонение святым
Может быть, святой человек не как все, и он может заступиться за нас? Мы можем помолиться и обратиться к нему за помощью? Но ведь «святой» тоже человек, и он умер как и все: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Екклесиаста 9:5).
Получается, что раз «святой» человек умер, то он не может заступиться за нас и не может быть посредником между Богом и человеком. «Святой» умер, и он тоже «спит» до Второго пришествия Христа. Тогда все люди воскреснут для суда: «И узнаете, что Я — Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживёте, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь» (Иезекииля 37:13, 14).
Тогда кому мы можем молиться о наших проблемах? Как можем облегчить наши души? Ответ есть. И это не множество святых, потому что они не мыслят, не думают, а спят, как все мёртвые. Кто же тогда? «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Иоанна 11:25).
Один только Иисус Христос имеет право заступиться за человека: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Поэтому молитва к «святым» людям не может спасти нас, не может принести облегчение нашим душам. Все мы грешные, все мы отошли от повелений Бога, не исполняем Его слова. Но Иисус Христос нам говорит: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Иоанна 6:47).
Поклонения мощам
Нигде в Библии не говорится о поклонении мощам святых людей. А всё потому, что Бог не оставлял нам такого повеления. Напротив, в Библии говорится, что никто не должен даже подходить к мёртвому телу, за исключением родственников умершего во время похорон: «К мёртвому человеку никто из них не должен подходить, чтобы не сделаться нечистым; только ради отца и матери, ради сына и дочери, брата и сестры, которая не была замужем, можно им сделать себя нечистыми» (Иезекииля 44:25). Поэтому обычай поклонения мощам никак нельзя назвать библейским.
Герои Реформации, как и первые ученики Христа, строили свою веру исключительно на Библии. Исповедуя принцип «Только Писание», человек может быть уверен, что он подчиняется исключительно Богу, а не людям, которые привнесли в вероучение свои, человеческие представления и традиции.
Сергей Четвертных
Газета «Сокрытое Сокровище» № 04 (240) апрель 2017 г.