Первая заповедь

1514
Десять заповедей: свод запретов или слова Завета?

Знаменательный период истории Израиля описан в Библии, в 19-20 главах книги Исход. Народ был подведен к подножию горы Синай, где Бог заключил со Своим народом Завет. Этот Завет включает Десять Заповедей. Они хорошо известны не только верующим, их принято считать основой человеческой нравственности вообще. Но истинный, глубокий смысл Заповедей невозможно рассматривать без связи с верой в Бога и поклонением Ему.

И это особенно ясно из текста первой заповеди Божьего Закона: «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:1-3).

Слова Бога к народу начинаются с провозглашения Его Личности, Личности Всевышнего: “Я Господь”. Последующие слова “Бог твой” говорят об отношении с человеком. Господь говорит: “Я – Бог твой”. Это означает, что Бог близок нам. Далее идут слова: “Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства”. Бог вначале говорит о Себе, что Он Тот, Кто вывел Израиль из Египта, “из дома рабства”; Он Тот, Кто даровал свободу.

Кто-то может сказать, что Бог вывел из рабства Израильский народ, и поэтому этот свод законов имеет отношение только к нему. Но если мы внимательно изучаем Библию, то видим: то, что Бог делал для Израильского народа, имеет отношение ко всем нам. Для этого нужно просто вспомнить, что само возникновение Израильского народа было инициативой Бога. И началось оно с избрания одного человека – Авраама, с которым Бог заключил такой завет: “Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные” (Бытие 12:2,3). Израильский народ должен был быть хранителем веры и знаний об истинном Едином Спасающем Боге. Благословения, которые Бог обещал Аврааму и народу, который произойдет от него, распространяются на все племена земные.

Обычно люди склонны воспринимать Божьи заповеди, как запреты и ограничения. Однако самая первая заповедь Закона начинается с напоминания о том, что Бог приносит людям благословения, свободу и спасение.

Вторая часть Божьей Заповеди содержит требование: “Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим”. Логично ли, познав Бога, Который дарует спасение, искать “других богов”? Но такова и есть греховная природа человека: мы склонны искать истину вне Бога.

Апостол Павел пишет в послании к верующим, живущим в Коринфе: «Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле,- так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Коринфянам 8:5,6). Бог – один, Он – уникален, Он сотворил небо и землю, Он даровал жизнь всему. Он Бог, Который искупил нас кровью Иисуса Христа. Мы обязаны Ему всем, и поэтому “мы для Него” и “мы Им”. Поэтому Первая Заповедь побуждает нас по-особому относиться к любви и милости Бога.

Может сложиться впечатление, что нас это не касается. Ведь никакому другому Богу, кроме Единого, я не поклоняюсь. Никого иного Своим Спасителем, кроме Иисуса, не называю. Наверно, так считал и юноша, который однажды подошел к Иисусу с вопросом: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Иисус тогда указал ему на необходимость соблюдать заповеди. «Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Матфея 19:20,21). Юноша был уверен, что он соблюдает все заповеди. Но слова Иисуса открыли ему, какому «богу» было в действительности отдано его сердце. Иисус призывает его сделать выбор между Богом и богатством. Но для юноши оказалось невозможным отказаться от своего имения. И сегодня есть много мужчин и женщин, осознавших требования Божьи в своей жизни, но не подчинивших свою жизнь полностью Его воле. Многие из нас сегодня склоняются к такой позиции: я буду поклоняться Богу, буду искать спасения в Нем, но при этом постараюсь, чтобы ни одно из мирских благ и удовольствий не прошло мимо меня.

Посмотрите на свою жизнь. Какое место в ней отведено Богу и поклонению Ему? Мир относится к богопоклонению как к чему-то такому, что происходит в пятницу, субботу, воскресение или в любой другой день недели, в который человек приходит в храм, чтобы совершить определенный обряд. Если поклоняющийся чувствует побуждение становиться лучше и добрее по отношению к людям или просто вести себя этично, то считается, что этого достаточно. Однако откровение, которое заключается в первой заповеди, подразумевает, что истинное поклонение Богу не только изменяет наше поведение, но наполняет всю нашу жизнь.

Первая заповедь показывает, что Бог ожидает от нас воистину уникальной любви, такой любви, которую Он Сам проявляет к нам. Апостол Павел говорит: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Коринфянам 5:15). Христос, Бог во плоти, умер за всех. Это Бог — Избавитель, Который вывел Свой народ из рабства, Бог-Избавитель, дарующий духовную свободу, свободу от греха. Он отдал Себя Самого на смерть, чтобы простить тебя и стать твоим Единым Богом.

Примите эту Заповедь как Благую весть, провозглашающую: Всевышний все сделал для нас, Он – превыше всего. Примите ее как повеление ничего в своей жизни не ставить выше Бога.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Второзаконие,6:4-9).

Подготовила И. Суманова