Навуходоносор, царь вавилонский уже не мог править страной или не хотел – был стар, да и недавняя болезнь редкой формы шизофрении, когда он, по сути, уподобился животному, даже после исцеления оставила большой отпечаток в его разуме. Жизненные приоритеты у него были уже другие. Свои полномочия он передал сыну Валтасару, а сам уединился в небольшом городке на окраине империи.

Время было не спокойное.  Мидо-Персидские войска подходили к Вавилону. Однако, никто не верил, что Вавилон – «краса царств», великий город может пасть. Две высокие стены, окружавшие его, одна из которых была толщиной в шесть метров, не оставляли, казалось, никаких шансов противнику. Мидо-Персов же считали скорее союзниками, чем врагами. Так полагал и новоиспеченный царь, поэтому день своего восшествия на престол Валтасар решил отметить широко, и ни о чем не беспокоясь. Он знал, что наступил его день, его час. Пусть все узнают сегодня, какой важный человек стал царем. Гордости у Валтасара было не занимать. Лесть, заискивание окружающих еще более возносили его. Это был человек, в котором молодость смешалась с высокомерием, наглостью и самоуверенностью. Себя же он считал бесстрашным и великим и, может быть, даже героем.  Но только время и случай должны были расставить все по местам и выявить: кто есть кто.

В разгар пира хмельной царь хотел еще раз явить свое «величие» и в очередной раз удостоверить в этом своих жен и вельмож. Он приказывает принести священные сосуды, которые его отец, Навуходоносор, вывез из Иерусалимского храма и налить в них вино. Это дерзкое богохульство, казалось, должно было еще раз подчеркнуть смелость молодого правителя. «Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных и железных, деревянных и каменных. В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали напротив лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колена его стали биться одно об другое…» (Книга пророка Даниила:5,4-6).

Хмель ушла, пришел ужас. Царь трепыхался от страха, как лягушка в могучей руке. Коленки затряслись, язык прилип к гортани, лицо исказила гримаса страха. Не своим голосом царь закричал, чтобы привели кого-нибудь, кто смог бы прочитать написанное. «И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанное и объяснить царю значение его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились.

Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: «Царь, во веки живи, да не смущают тебя мысли твои и не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей…» (Даниила 5,8-11). Царица говорила о пророке Данииле, чтущем живого Бога Израилева.

До этого к словам Даниила относились в царстве весьма скептически. Никто не принимал его всерьез, кто-то насмехался, кто хулил. Но вот, он оказался во дворце, потому что те, которые ходили мудрецами в народе, оказались беспомощны, и теперь все слушают Даниила: «Царь, Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу… Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это; но вознесся против Господа небес, и сосуды Дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, и жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые не видят, не слышат, не разумеют; а Бога, в руке которого дыхание  твое и которого все пути твои, ты не прославил. Зато и послана от Него кисть руки и начертано это писание. И вот, что начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. Вот и значение слов: МЕНЕ – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС – разделено царство твое и дано мидянам и персам» (Даниила 5, 18-28).

В то же самое время Мидо-Персидские войска прокопали ров вокруг стен города и отвели в сторону русло реки, которая проходила через город и, войдя в него, они без препятствий попали во дворец, потому что двери были открыты, – веселье все еще продолжалось. Дарий и его войско попали «с корабля на бал».

«В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит. И Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти лет» (Даниила 5, 30-31).

Так бесславно закончил царствование и жизнь свою Валтасар.

«Ты взвешен на весах и найден очень легким» – таков был приговор. Да, в глазах своих ты значишь что-то. В глазах людей ты можешь быть даже герой, потому что людям всегда нужны герои. Но только Бог, несмотря на внешние атрибуты, которыми ты окружил себя, определит, кто ты. Кому-то Он скажет: «Весь твой внешний вид обманчив, с виду ты чего-то стоишь, но внутри тебя пусто, там пусто, темно и не надо обманываться». И когда Господь посещает этого человека, у него начинают трястись коленки.

Кто ходит сегодня в наших кумирах? Кто герой нашего времени? Бог окончательно расставит всех по местам и «раздаст медали» тем, кто действительно их заслуживает.

Один человек стоял перед судом прокуратора. Правитель видел много разных людей, но этот Человек поражал его, поражал своими словами и своим молчанием, своим внешним достоинством и внутренним миром. И сейчас, в такой ситуации, перед лицом смерти, он сохранял невозмутимый дух, и спокойствие царствовало в его душе. Выйдя к толпе, которая не могла уже смотреть на этого праведника, который только одним внешним видом обличал их, Пилат сказал: «Се – Человек», «Это настоящий человек, человек с большой буквы, это великая личность,» – хотел, наверное, добавить Пилат, но не успел. Толпа закричала: «Распни Его, отпусти для нас лучше Варраву-разбойника».

Они уже выбрали своего героя.

«И привели Его на место Голгофу, что значит «лобное место» и давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому, что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. И с Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово писания: «и к злодеям причтен». Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: «Э, разрушающий храм и в три дня созидающий, спаси Себя Самого и сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не можешь спасти» (Евангелие от Марка 15,22-31).

Подвиг, который одержал над злом и над смертью Иисус Христос,  не может быть забыт. И сегодня, когда нас окружают герои дутые, и бутафорские, хочется перевести уставший от них взгляд на вещи реальные и истинные, на Того, Кто является человеком настоящим, настоящим Богом.

Хватит уже подменять ценности и не надо интриги, ложь, жестокость, измену возводить в высокий ранг. Место им быть попранными. А на вершине и во главе пусть будут честность, искренность, понимание и простота, которая есть высшая ступень совершенства.

И если мы народ христианский, то будем поступать как Христос.

Е. Косых, «Перед пришествием», № 2, 2003г.

Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» февраль 2004 г.