Творчество русского художника Иванова Александра Андреевича (1806-1858) стало новым словом в искусстве. Для многих поколений художников творчество Иванова явилось школой мастерства.
В 1830 году Иванов окончил Петербургскую Академию художеств с двумя медалями (Малая и Большая золотые медали). С 1831 по 1858 гг. жил и работал в Риме. Рим был местом, куда постоянно приезжали русские художники. Поэтому, оставаясь в Риме, Иванов не ощущал оторванности от русской интеллигенции.
Ни богатства, ни светских развлечений Иванов не искал, он проводил свои дни в мастерской, часто уезжал писать на природу. В Италии Иванов стал серьезно изучать Библию, вскоре стали появляться библейские эскизы, обращение к образу Мессии.
Картина «Явление Христа народу» (1837-1857) была начата в 1837 году на большом холсте. Была проделана большая работа, исполнено множество эпизодов – фигурных и пейзажных. Живописец долго искал место в картине для размещения фигуры Христа. Необходимо было передать движение, приближение Христа к народу, принимающуму крещение от Иоанна Крестителя в водах Иордана.
Талант Иванова ярко раскрылся как художника-пейзажиста. В пейзажах Иванова А.А. воссоздается не мгновенное, быстротечное, а вечное в природе. Художник внимательно всматривается в окружающее человека и замечает присутствие вечности. Не случайно объектом изображения он выбирал старые деревья, горы, поверхность почвы, камни, разбитые водой и ветром – все, что хранит печать времени, последующих веков.
Иванов А. А. явил миру образец серьезного и вдумчивого отношения к искусству.
О. Романов
Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» июль 2004 г.