Снова и снова Христос поражался неверию иудеев. Христа печалило требование народа доказывать все новыми знамениями, что Он и есть Мессия. “Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес” (Иоанна 4:48), – говорил Спаситель. Вместе с тем, Его изумляла вера язычника, римского сотника, обратившегося к Нему.
Парализованный слуга сотника лежал при смерти. Слугами у римлян были рабы. Этот сотник был всем сердцем привязан к своему слуге и желал его выздоровления. Сотник верил, что Иисус может исцелить слугу. Прежде он ни разу не видел Спасителя, но вести о Нем вселили в него веру. Считая себя недостойным приблизиться к Иисусу, он обратился к иудейским старейшинам, чтобы те попросили Иисуса исцелить его слугу.
Когда Иисус вошел в Капернаум, Его встретили старейшины и рассказали о просьбе сотника. Они говорили: “Он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу”.
Иисус немедленно направился к дому этого воина, но, теснимый толпой, Он шел очень медленно. Весть о Его приближении опережала Его, и сотник, не веря себе, послал сказать Ему: “Не трудись. Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой”. Но Спаситель продолжал свой путь, и сотник, осмелившись наконец приблизиться к Нему, закончил свою мысль: “Потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе: но скажи слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но имею у себя в подчинении воинов, говорю одному: “пойди”, и идет; и другому: “приди”, и приходит, и слуге моему: “сделай то”, и делает”.
“Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры”. А сотнику Иисус сказал: “Иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час”.
Сотник сказал о себе: “Я недостоин”. Его сердце затронула благодать Христова. Он видел свое недостоинство и все же не побоялся попросить о помощи. Он уповал не на свое благочестие — его доводом была неизбывная нужда. Вся его вера взывала ко Христу. Сотник верил в Него не только как в чудотворца, но как в Друга и Спасителя человечества. Сотник не сомневался в силе Спасителя. Он даже не стал просить Иисуса прийти к нему, чтобы совершить чудо. “Скажи только слово, – просил он, – и выздоровеет слуга мой”.
Каждый грешник может прийти ко Христу таким же путем. “Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости” (Титу 3:5).
Христос увидел в этом событии доказательство того, что благая весть будет распространяться среди язычников. С радостью Он предчувствовал тот час, когда избранные души из всех народов соберутся в Его Царство. С глубокой печалью Он представил перед иудеями последствия отвержения ими Его благодати. “Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом и Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов”. Увы, какое множество людей и ныне готовят себе такое же роковое разочарование.
Более чем в двенадцати милях от Капернаума находилась деревня Наин, куда направился Иисус. Вместе с Ним шли и многие Его ученики, и другие люди.
Приблизившись к селению, увидели похоронную процессию, выходящую из ворот. Печальная эта процессия медленно направлялась к кладбищу. Впереди несли открытый гроб, за которым следовали плакальщицы, наполняя воздух причитаниями. Вдова хоронила своего единственного сына. Нельзя было смотреть на это без содрогания. Увидев ее, Господь сжалился над нею. Иисус подошел к ней и с нежностью сказал: “Не плачь”. Иисус намеревался превратить ее горе в радость, и Он не мог удержаться, чтобы не выразить ей сочувствие.
“И подойдя, прикоснулся к одру”. Несшие гроб остановились, и плакальщицы перестали причитать. Ясным и повелительным голосом Он сказал: “Юноша! тебе говорю, встань!” Этот голос услышан. Юноша открывает глаза. Иисус берет его за руку и помогает подняться. И вот уже мать и сын радостно обнимаются. Толпа смотрела на это молча, онемело, “и всех объял страх”. Безмолвные, объятые благоговейным трепетом, люди как бы находились в присутствии Бога. Затем они славили Господа, говоря: “Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой”. Похоронная процессия, возвращаясь в Наин, превратилась в радостное шествие. “Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности”.
Тот, Кто стоял подле плачущей матери у ворот Наина, и ныне стоит рядом с каждым плачущим у гроба. В печалях об умерших Иисус утешает нас словами, исполненными бесконечной надежды: “Я… живый; и был мертв, и се, жив во веки веков… И имею ключи ада и смерти” (Откровение 1:18). Подобно тому, как слова Христа: “Тебе говорю, встань!” – даровали жизнь юноше из Наина, так и слова: “Воскресни из мертвых”, – даруют жизнь каждой душе, которая принимает Слово Господне.
“Если же дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас” (Римлянам 8:11). “Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем” (1 Фессалоникийцам 4:16, 17). Вот Слово, которым Он призывает нас утешать друг друга.
Евангелия от Матфея 8:5-13; от Луки 7:1-17
Подготовила И. Беднякова