В перерывах между путешествиями Иисус любил останавливаться в Капернауме, и этот город стали называть “Его городом”. Он стоял на берегу Галилейского моря, совсем недалеко от прекрасной Генисаретской долины.
Он стоял на дороге, ведущей из Дамаска в Иерусалим, Египет и к Средиземному морю, здесь пересекались многие торговые пути. Здесь Иисус мог встречаться с людьми различных наций и сословий. Отсюда Его учение могло распространяться в другие страны, проникая во многие жилища.
Исцеление Христом сына царедворца в Капернауме показало Его могущество.
И царедворец, и все его окружение с радостью свидетельствовали о своей вере. Когда стало известно, что Сам Учитель находится среди них, весь город пришел в движение. Толпы стекались к Нему. В субботний день синагога была переполнена, многие стояли на улице, не сумев попасть внутрь. И все слушающие Спасителя «дивились учению Его, ибо слово Его было со властью».
В синагоге Иисус говорил о Царстве, которое Он пришел установить, и о Своей задаче освободить пленников сатаны. Внезапно Его прервал ужасный крик. Сумасшедший бросился к Нему из толпы с воплем: “Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас: знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий” (Луки 4:34). Всех охватили смятение и тревога. Но Иисус запретил бесу, сказав: “Замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди [синагоги], вышел из него, нимало не повредив ему” (Луки 4:35).
Ум этого несчастного был помрачен сатаной. Демон изо всех сил пытался сохранить власть над своей жертвой. Но вот уверенным повелением Спасителя пленник освобожден. Человек, который только что находился во власти беса, стоял перед пораженным народом, счастливый, свободный и владеющий собой. Даже демон признал Божественную силу Спасителя. Народ онемел от изумления, а как только к людям вернулся дар речи, они начали восклицать: “Что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?” (Марка 1:27).
Годы служения Христа людям оказались периодом величайшей активности сил царства сатаны. Так будет и в последнем великом столкновении между праведностью и грехом. Там, где отвергнута сдерживающая сила Слова Божьего и Его Духа, человек может опуститься невообразимо низко. Тайный грех или слепая страсть способны превратить его в такого же беспомощного пленника, каким был одержимый в Капернауме. Но все-таки положение небезнадежно.
Есть единственное средство победить злого духа, то самое, которое применял Христос, – сила Слова. Даже Бог не властен распоряжаться нами без нашего на то согласия, однако если мы хотим знать и выполнять Его волю, то вот Его обетования: “И познаете истину, и истина сделает вас свободными”; “Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении” (Иоанна 8:32; 7:17). Приняв эти обетования, каждый может выбраться из сетей заблуждения, уйти из-под власти греха.
Собравшиеся в синагоге, объятые благоговейным трепетом, еще не могли произнести ни единого слова, а Иисус удалился в дом Петра, чтобы немного отдохнуть. Но и этот дом покрывала тень. Теща Петра лежала в постели, мучимая сильной горячкой. Иисус запретил болезни, и страдалица встала и принялась прислуживать Учителю и Его ученикам.
Вести о том, что совершил Христос, быстро распространились по Капернауму, произошло великое волнение. Множество людей со всех концов города устремились к скромному жилищу, где остановился Иисус. Никогда Капернаум еще не был свидетелем такого дня. Иисус не прекращал Своих трудов до тех пор, пока не был исцелен последний страдалец. Только глубокой ночью толпы народа удалились, и тишина воцарилась в доме Симона. Долгий, полный волнений день окончился, и Иисус хотел отдохнуть. Но когда город был еще по-гружен в сон, Спаситель, “встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился” (Марка 1:35).
Рано утром Петр и его спутники пришли к Иисусу с известием, что жители Капернаума уже ищут Его. Ученики были горько разочарованы тем приемом, который до сих пор оказывали Христу. Власти в Иерусалиме хотели убить Его. Даже жители Его родного города пытались лишить Иисуса жизни. Но в Капернауме Его принимали с восторгом, и надежды учеников снова воскресли. Может быть, среди свободолюбивых галилеян найдутся сторонники нового царства. Но с удивлением они услышали слова Христа: “И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан” (Луки 4:43).
Подготовила И. Беднякова